Некоторые из политиков и политологов склонны усматривать единые корни в арабских революциях, недавних британских погромах и не столь уж отдаленных беспорядках футбольных фанатов на Манежной площади в Москве. По их утверждениям, у молодежи нет будущего, вот она и бунтует.
Между тем лондонские суды работают без перерывов. В газетах публикуются фотографии, сделанные камерами наблюдения, с просьбой к читателям помочь опознать преступников. Кстати, самому молодому из лондонских погромщиков – 11 лет. Как сообщается, он пытался унести мусорное ведро из разграбленного универсама. Среди пойманных за руку – учитель младших классов и даже дочь миллионера. Девятнадцатилетняя девушка набила свою машину бесплатными, как ей казалось, спиртными напитками и сигаретами. В качестве вандала идентифицирована «посол Олимпиады-2012» восемнадцатилетняя спортсменка и певица, чернокожая Челси Айвз. Она громила полицейскую автомашину и утверждала (если верить ВВС), что это лучший день в ее жизни.
Возможно, пишут британские массмедиа, либеральные догмы породили необразованное, жестокое поколение, лишенное всякой морали. Мне подобный вывод кажется ближе к истине, хотя, конечно, и в арабских странах, и в Великобритании, и в России имеются свои особенности. Ясно, что безработная молодежь в арабских странах, даже со средним и высшим образованием, полученным на родине, не имеет шансов в Европе, прежде всего потому, что уровень образования не отвечает требуемым в ЕС стандартам. То, что им не хочется прозябать в Европе на социальное пособие, понятно. Отсюда и агрессия и погромы при любой возможности, будь это в Великобритании или Франции.
Подводя некоторый итог, мне хотелось бы привести слова профессора социологии Мичиганского университета Владимира Шляпентоха из его интервью Радио «Свобода». «Государство, – сказал профессор, – оказалось в известной степени жертвой либеральных разговоров о том, что общество виновато перед преступниками, общество виновато перед молодыми людьми. Такая идеология виновности государства чрезвычайно, как мы видим, опасна для выживания общества». Я думаю, это касается и российского общества.
Но проблема лежит глубже. И тут я хотел бы обратить внимание наших политологов на тот факт, что в той же Англии часть молодежи громила лавки, а другая часть эти лавки защищала. Поэтому, на мой взгляд, речь скорее всего идет не столько о социальном протесте, сколько о духовной ориентации. Среди защитников были и выходцы из стран Азии. Но это были сикхи. Другими словами, люди религиозно воспитанные. То же касается и коренного населения, которое пыталось защищать свои лавчонки от погромов, – это были люди, воспитанные в протестанском, то есть тоже в религиозном духе. Возможно,═религиозное воспитание - не универсальный критерий для оценки ситуации в британской молодежной среде, но тем не менее он показателен.
В связи с этим хотелось бы напомнить о недавнем заявлении нашего министра внутренних дел Рашида Нургалиева, которое вызвало довольно бурную реакцию СМИ. Напомним, на выездном заседании межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в России в Новосибирске Нургалиев говорил о том, как важно уберечь молодежь от влияния экстремистов. И в связи с этим министр напомнил о предпочтениях молодежи в плане музыки, книг и кино. По его предположению, сейчас молодые россияне забыли романсы, вальсы, которые объединяли людей его поколения, а это – «истоки и корни». «Мне кажется, давно назрела ситуация, – сказал министр, – чтобы провести мониторинг в стране, узнать, кто что слушает, читает и смотрит».
Министра обвинили в стремлении поставить культуру под контроль правоохранительных органов и особенно активно вспоминали в связи с 30-е годы прошлого века. Но я бы хотел взять министра под защиту. Ведь фактически он поставил вопрос о воспитании молодежи и возможностях государства в этом плане.
В свое время я бесплатно обучался живописи и игре в шахматы в городском доме пионеров (там, где теперь высится здание штаб-квартиры «ЛУКОЙЛа») и часто заглядывал в местную библиотеку на Рождественском бульваре. Затем я бесплатно посещал секцию фехтования на стадионе «Буревестник» в районе улицы Дурова и легкоатлетический стадион ЦСКА в Сокольниках (на его месте теперь размещены павильоны выставки) и стал мастером спорта. Сейчас уже нет ни дома пионеров, ни библиотеки, ни стадионов, а занятия названными видами досуга уже требуют значительных материальных затрат, которые не каждому по карману.
У меня есть возможность наблюдать пристрастия молодого поколения на примере своих родственников и знакомых. В своей массе наша молодежь ориентируется на потребление, причем крайне низкого уровня. В театры или на симфонический концерт в консерваторию ходят единицы. Книги заменило общение в социальных сетях. Современная молодежь – это люди, выросшие в 90-е годы, когда их родителям приходилось выживать в условиях российского «дикого» капитализма. Тогда ни им, ни государству было не до воспитания. В этом плане наша молодежь мало отличается от британских погромщиков, хотя причины бездуховности, возможно, разные.
Сегодня мы пожинаем плоды политики 90-х, да и последующих годов. Поэтому результат предложенного министром мониторинга заранее можно предсказать. Духовное воспитание – это задача на поколения вперед. Ведь у духовно убогих людей, как правило, вырастают и духовно убогие дети. Я приверженец всестороннего подхода к решению этой проблемы с привлечением всех ресурсов, в том числе и Церкви. Ведь те, кто ходит в консерваторию, на выставки живописи, в церковь, в погромах, как правило, не участвуют.