Накануне думских выборов все партии без исключения пристально следят за замерами своих рейтингов. Одни (в основном единороссы) радуются по поводу и без – слишком выгодными для них выглядят их результаты, а другие – как обычно, ищут подвохи и стараются доказать, что им социологи «недовешивают». Впрочем, так было и в предыдущие выборные циклы. Недаром термин «рейтинговые войны» стал уже нарицательным.
В конце минувшей недели очередные цифры представил фонд «Общественное мнение» (ФОМ). Согласно данным социологов, рейтинг «Единой России» от общего количества опрошенных составляет 42%. Показатель для партии власти нельзя назвать триумфальным, но если вспомнить прошлую думскую кампанию 2007 года, то нынешний уровень поддержки избирателями медведи достигли лишь к середине октября, за полтора месяца до дня голосования, когда «Единая Россия» была «накачана» медийно почти до предела и главной новостью было согласие Путина возглавить список единороссов. Согласно данным все того же ФОМа, в августе 2007 года партия власти имела всего 35%, которые в нынешней ситуации кажутся более чем скромными.
Любопытно, что укрепились по сравнению с августом 2007 года не только медведи. Компартия, например, четыре года назад имела стабильную поддержку 7% респондентов, сейчас демонстрирует 11% поддержки избирателей. Либерал-демократы «плавали» в границах 5–7%, сейчас – 9%.
Лишь «Справедливая Россия» стала исключением из нового «укрепительного» тренда четверки думских партий. Если в августе 2007 года, будучи еще перспективным проектом, недавно созданная «Справедливая Россия» уверенно перевалила 3% и дальше лишь упрямо ползла выше, пробиваясь к проходному 7-процентному показателю, то в августе 2011 года – противоположная динамика. Эсэры неожиданно скатились со своих 7% и сейчас опять балансируют на грани 3–4%, демонстрируя нисходящий тренд.
Но даже и такие неудачи «Справедливой России» лишь подчеркивают тот факт, что три парламентские партии – ЕР, КПРФ и ЛДПР – за прошедший электоральный цикл смогли заметно укрепить свои позиции. Что ждать от них в этом году? Повторится ли октябрьский скачок ЕдРа или медведи уже открыли все свои карты, предпочтя ранний старт? Очевидно, что Общероссийский народный фронт (ОНФ) – тот главный козырь, который призван добавить голосов к ядерному электорату медведей. В свою очередь, КПРФ и ЛДПР еще не вступили в активную фазу кампании, но уже ясно, что Зюганов попытается повторить успех «Единой России», запустив свое «Народное ополчение» в пику Народному фронту медведей. Жириновский же если и повторяет кого, то только самого себя – национальный вопрос уже несколько кампаний подряд поднимается на флаг ЛДПР и скорее всего позволит даже с заметно одряхлевшим лидером набрать свои 9–10%.
В этой ситуации очевидно – основная часть электората уже определилась или готова выбирать между «старыми» игроками. О том, что «новым» партиям будет трудно пробиться в Думу на фоне укрепившегося положения парламентской тройки, говорят многие эксперты. Гендиректор агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, автор доклада, предсказывавший преодоление 7-процентного барьера на выборах в Госдуму только тремя партиями, отмечает, что «партийная система в России в целом сформирована. Три парламентские партии – КПРФ, ЛДПР и «Единая Россия» – за прошедшие четыре года заметно усилились в ходе региональных кампаний. Каждая из них работает со своим избирателем: у партии власти это довольно широкий круг избирателей-лоялистов, и, так же как в 2007 году, она делает ставку на имидж всеохватной политической силы. ЛДПР и КПРФ работают с достаточно устойчивым электоратом. У коммунистов это в основном традиционный левый электорат, у либерал-демократов – «умеренные националисты».
Пока на выборах в Госдуму велика вероятность сценария 3+2: «Единая Россия» сохранит доминирующее положение, КПРФ и ЛДПР усилят свое представительство в Госдуме, но при этом в парламент могут пройти и две малые партии. Вероятнее всего планку в 5% преодолеет слабеющая, но еще сохраняющая определенный ресурс «Справедливая Россия» и привлекающее внимание как новый проект – «Правое дело». К сожалению, за два месяца социологи так и не зафиксировали серьезного роста электората либералов, и это тревожный сигнал.
Интрига же в том, что социология пока не показывает, куда пойдут неопределившиеся. Большинство из них принимает решение в последние дни кампании и, как правило, в пользу давно известных, хотя иногда и поднадоевших игроков. Скорее всего так будет и сейчас. К сожалению, партии в основном рассчитывают на консервативные сценарии кампании, и если для трех лидеров этот формат позволяет получить свое, то для новых игроков подобный ход развития событий может оказаться крайне неблагоприятным, уверен Орлов.