Вчера завершилась переаттестация сотрудников МВД. А накануне корреспондент «НГ» наблюдал за разгоном акции «Стратегия-31» в центре Москвы. Полиция вела себя, как в старые добрые времена, избивая участников мероприятия. Опрошенные «НГ» эксперты предполагают, что полицейские быстро забудут, чему их учили на переаттестации.
В России официально не осталось ни одного милиционера, а те, что по-прежнему так себя называют, теперь не работают в ведомстве Нургалиева. Глава МВД подчеркнул, что реформа не закончена. В случае перехода на новую должность полицейских ожидают аттестации и экзамены. 200 тыс. их бывших коллег, отсеянных в ходе реформы, это не коснется. В их числе 20 генералов. Уволенным Рашид Нургалиев пообещал помочь с трудоустройством. Ведь многие из них не прошли переаттестацию по возрасту или по болезни, предположил министр. Контролем за деятельностью полиции должен заняться Общественный совет при МВД, положение о котором утвердил вчера президент Дмитрий Медведев. Пока, по данным правозащитников, относительного контроля за деятельностью правоохранителей удалось добиться только в Москве, хотя и тут возникают проблемы.
Член Общественного совета (ОС) при МВД, депутат Госдумы от «Справедливой России» Дмитрий Гудков связывает это с тем, что законодательные полномочия ОС невелики, и призывает их расширить: «Общественный совет собирается два раза в год, и жалобы, которые накапливаются за это время, министр МВД внимательно выслушивает. Но когда я в качестве члена совета отправлял жалобы в правоохранительные органы, приходили банальные отписки из прокуратуры, свидетельствовавшие о том, что обращения и не собирались рассматривать».
Были ли в минувшее воскресенье члены Общественного совета при МВД на Триумфальной площади Москвы, доподлинно неизвестно. Напомним, полиция в очередной раз задержала на ней участников акции в защиту 31-й статьи Конституции, а также освещающих ее фотографов и некоторых представителей СМИ. Так, корреспондента «НГ» сотрудники полиции упорно отказывались подпускать к митингующим.
Для ряда активистов акция закончилась серьезными травмами. «Я снимал акцию, когда полицейские толкнули меня в грудь, схватили и повели к автобусу», – сообщил «НГ» фотограф Александр Залесский. Сам он позже оказался в ОВД, где его заставили писать объяснительную, но физическую силу к нему больше не применяли. Другим повезло меньше. При задержании одному из оппозиционеров сломали руку, а другого избили в комнате полиции в метро «Маяковская», сообщила «НГ» член ОНК Москвы Анна Каретникова. «На пути к метро «Маяковская», когда полиция начала рассекать толпу, я, другой мужчина и три девушки оказались зажаты между двумя группами полицейских. Мы сели, после чего они принялись нас со злостью отрывать от земли. Девушек схватили так, что трещали суставы. Позднее у одной из них, Ольги Мазуровой, врачи зафиксировали ушиб ребер, – рассказал в беседе с «НГ» активист «Солидарности» Алексей Давыдов. – Я попытался вступиться за девушек, после чего полицейские схватили меня за руки и за ноги и со всей силы швырнули в автозак, который перед этим тронулся, но затем остановился. Чем причинили жуткую боль, поскольку я обнаружил, что сломал руку». По словам Давыдова, врачи констатировали у него сложный перелом и госпитализировали в 20-ю городскую больницу. «Возможно, понадобится операция, – говорит пострадавший. – Но у меня к ней противопоказания – диабет и гипертония».
Фотограф «Солидарности» Дмитрий Щедрин вместе с корреспондентом «НГ» оказался в числе выдавленных полицейскими сначала к турникетам, а затем к эскалаторам в метро «Маяковская». Отказ встать на эскалатор, следующий вниз, и съемка призывающих к этому полицейских привела к тому, что Щедрина доставили в комнату полиции там же, в метро. Где капитан полиции Роман Рожнов принялся требовать удалить записанное и избивать задержанного, сообщил «НГ» Дмитрий Щедрин. «Он приковал меня наручниками к решетке, так что я почти повис на ней, отнял личные вещи и принялся обыскивать в поисках флешки из фотоаппарата, которую я спрятал. Попутно нанося мне удары. – рассказал Дмитрий Щедрин. – Не найдя ее, залез сначала под футболку, а затем в нижнее белье». После тщательных поисков флешка обнаружилась в подвороте джинсов. Когда капитан вышел, Щедрин принялся звать на помощь и просить вызвать «скорую». «С ухмылкой и фразой: «Скорая» приехала», – Рожнов вернулся и продолжил избиение, преимущественно по внутренней стороне бедер, а также стал душить», – рассказал «НГ» Дмитрий Щедрин. Эту информацию подтвердили «НГ» представители ОНК, к которым обратился пострадавший. «Врачи зафиксировали у него следы от наручников, избиения и удушения», – сообщила Анна Каретникова. В пресс-службе УВД по Центральному округу Москвы комментарии получить не удалось. Сотрудник пресс-службы с интересом выслушал вопросы корреспондента «НГ», попросив перезвонить через 10 минут. После чего телефон отвечать перестал. Не брали трубку и в пресс-службе УВД Московского метрополитена.
«Если будет доказано, что задержанные не оказывали сопротивления, а сотрудники полиции действительно сломали руку и душили задержанных на акции, то самое меньшее, что им грозит – это приостановка работы до конца расследования с последующим увольнением, – говорит Химаныч. – А возможно и уголовное дело по статье превышение служебных полномочий и нанесение тяжких телесных повреждений». Дмитрий Гудков, в свою очередь отмечает, что не одобряет нынешний порядок согласования акций. «Я сторонник соблюдения Конституции, – говорит Гудков. – На мой взгляд, порядок проведения митингов должен быть уведомительным».