Фото Reuters
Экономическая неустойчивость, иммиграционная политика властей, приведшая к увеличению доли некоренного населения в Норвегии до 25%, – все эти факторы явились своего рода спусковым крючком для кровавой акции Брейвика. Но сегодня подобные условия существуют и в других странах Европы, включая и Россию.
На сайте британской ВВС появилось сообщение, что российская социальная сеть «ВКонтакте» заблокировала группу, созданную пользователями в поддержку норвежца Андерса Брейвика, признавшегося в совершении массового убийства и взрыва 22 июля. Как сообщили ВВС в администрации сайта, в группе содержались «явные призывы повторить его действия» в России. Мало того, «ВКонтакте» было открыто около семи групп, которые поддержали идеи Брейвика. Многие участники созданных в соцсети групп, которые пока не заблокированы модераторами «ВКонтакте», высказываются в комментариях в поддержку поступка 32-летнего Андерса Брейвика, называя того «героем белой расы» и «героем нашего времени». Среди участников созданных групп много пользователей, установивших фотографию норвежца в качестве заглавной для своей личной странички. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что в российском Интернете появились и противники Брейвика.
Напомним, что квинтэссенция идей Брейвика сводится к тому, что, мол, «мусульмане пытаются колонизировать» Западную Европу и он считал, что потворствует этому мультикультурализм и «культурный марксизм». Именно этим объясняется выбор целей его теракта.
Более подробно эти идеи изложены в его манифесте «2083 – A European Declaration of Independence», выложенном в Интернете. Проанализировав этот манифест, немецкая газета Die Welt даже попыталась сравнить его с гитлеровской «Моей борьбой» (Mein Kampf). Газета поставила перед читателями вопрос, нужно ли этот манифест принимать в наши дни всерьез, так же как в 20-е годы прошлого столетия кое-кто призывал не принимать всерьез соответствующее произведение Гитлера. То, что определенные параллели в них прослеживаются, совершенно очевидно. Недаром Die Welt назвала его манифест «Моей борьбой» времен Интернета. И вряд ли стоит так безапелляционно отмахиваться от Брейвика как от «мнения безумца», о чем россиянам сообщила Кристина Потупчик, пресс-секретарь движения «Наши».
Брейвик достаточно логичен, как был в свое время логичен Гитлер, привлекший, как известно, на свою сторону миллионы людей. В манифесте Брейвик пишет, что последней каплей, переполнившей чашу терпения, для него было «участие правительства в нападениях на Сербию» – Норвегия как член НАТО принимала участие в бомбардировках бывшей Югославии в 1999 году.
И Брейвик скорее всего все-таки не был одиночкой. Во всяком случае, у его идей были сторонники. Сейчас британская полиция разбирается с его заявлением на суде о лондонской встрече в 2002 году, в которой принимали участие ряд праворадикалов из различных стран, в том числе и из России. Он утверждал также, что в социальной сети Facebook в друзьях у него числилось более 600 членов Лиги английской обороны (EDL) – ультраправой организации, выступающей против распространения ислама в Британии. Он не скрывает, что поддерживал связь с ее лидерами и с другими ультраправыми европейскими группировками, включая сербских радикалов.
В чем опасность идей Брейвика для такой многонациональной страны, как Россия?
Для России в принципе опасен любой фундаментализм – и исламский, и христианский, поскольку он неизбежно приведет к столкновению их приверженцев со всеми вытекающими отсюда последствиями для стабильности в стране. Особенно подобные идеи опасны в период экономической неустойчивости, поскольку экстремисты сразу начинают поиски виновников спада, нищеты, разрухи, как было в Германии в 20–30-е годы прошлого века. Как правило, для них виновниками оказываются люди иного облика, цвета кожи, вероисповедания. Для России правый экстремизм – не новость, и убийства на почве расовой (да и религиозной) нетерпимости у нас случаются. «Героизация» Брейвика в социальных сетях – лишнее доказательство серьезности проблемы, которая, судя по всему, характерна не только для Норвегии, но и для России.