Стартовавшие 21 июля праймериз «Единой России» не прерываются даже на выходные. Правящая партия вошла в предвыборную кампанию, а она, начавшись, уже вряд ли может быть поставлена на паузу.
Процедура предварительного внутрипартийного голосования по кандидатурам позаимствована «Единой Россией» из американской политической практики и приспособлена к российским реалиям. Подобный электоральный эксперимент единороссы уже обкатывали в ряде регионов с 2007 года, но на общефедеральном уровне правящая партия проводит подобные праймериз впервые. И, судя по отчетам о первых днях проведения предварительного голосования, риск, похоже, оправдывается. Народ явно соскучился по настоящим выборам.
Праймериз почти во всех регионах проводятся при полных залах и становятся политической темой номер один для СМИ. Людям, как показали первые дни голосования, похоже, и вправду небезразлично, кто войдет в партийный список от их региона.
Интерес публики к праймериз «Единой России» предсказывался, однако величина его стала для партийных лидеров и функционеров приятной неожиданностью. Уже сейчас очевидно, что кампания праймериз обеспечит пристальное внимание избирателей к партии власти на месяц вперед, вплоть до 25 августа – даты, до которой праймериз продлятся.
Пока единороссы прочно удерживают медийную инициативу в своих руках. Даже неизбежные скандалы на этих праймериз, которыми чревата столь масштабная и длительная процедура, могут сыграть партии в плюс. Они не только способны усилить интерес к процедуре «народного предварительного голосования», как называют лидеры Народного фронта и «Единой России» свои праймериз, но и автоматически получат позитивную идеологическую интерпретацию: поглядите, а ведь в «Единой России» существует настоящая, а не поддельная политическая жизнь.
Штатные пропагандисты «Единой России» настаивают на том, что праймериз ЕР и ОНФ – это инструмент ротации партийных кадров и средство кооптации во властные элиты новых людей – то есть дело это преимущественно внутрипартийное. Однако реакция конкурентов «Единой России» говорит о том, что значение праймериз как предвыборной технологии выходит за рамки внутренней повестки правящей партии. Комментаторы единороссовских праймериз от «Справедливой России», ЛДПР, «Правого дела» и в особенности от КПРФ, создается такое впечатление, также активно включились в процесс – в своеобразные антипраймериз.
Один из функционеров КПРФ в сердцах даже назвал праймериз «Единой России» «разбоем на большой предвыборной дороге», но в этих обвинениях различима отчетливая нота зависти. Обращены слова эти скорее к лидеру коммунистов. Видимо, зюгановцы наконец осознали, что масштабная поначалу затея с клонированием ОНФ под брендом «Народного ополчения» оказалась неудачной. Копировать ЕР и дальше коммунисты оказались попросту не готовы (ни технологически, ни кадрово), хотя именно КПРФ, пожалуй, единственная партия из состава так называемой системной оппозиции, которая обладает определенным потенциалом, чтобы «потянуть» такое масштабное предприятие, как внутрипартийные праймериз. Момент для показа собственной открытости и доступности для граждан упущен, да и отказываться от традиционных способов формирования партийных списков коммунисты, как и их коллеги из других партий, не пожелали.
Между тем кампания праймериз единороссов «разогревает» и сами «большие выборы», работая на повышение явки, пусть день голосования еще вроде бы нескоро. Такое поведение «Единой России» противоречит мнению ряда наблюдателей, согласно которому она предпочитает выигрывать, используя преимущественно демобилизационные сценарии. Определенная доля правды в этом есть – часть региональных кампаний межэлекторального цикла 2007–2011 правящая партия предпочитала рутинизировать, в особенности там, где противодействие ее оппонентов заранее представлялось слабым. Думская кампания-2007 содержала в себе элементы мобилизации – достаточно вспомнить идеологическую рамку «референдум по доверию Владимиру Путину», в которую единороссы «упаковали» предвыборную гонку. Однако сверхсильный ход Путина, возглавившего список правящей партии, сам по себе стал весьма серьезным фактором демобилизации. И если этот жест деморализовал оппонентов «Единой России», то для многих единороссов решение Путина стало своего рода сигналом «отбой»: а чего напрягаться, если кампания выиграна, едва начавшись?
Думская кампания-2011, очевидно, станет иной. Ставка на этот раз делается именно на электоральную мобилизацию. Большинство сильных ходов уже скорее всего сделано: и создание Народного фронта, и совместная работа ОНФ, партии и экспертных групп над Народной программой и, наконец, объявленные праймериз. Это означает, что после сентябрьского съезда «Единая Россия» столкнется с серьезным вызовом – необходимо будет обеспечить содержательное наполнение предвыборной кампании и ее привлекательную для электората драматургию. Впрочем, сегодня говорить о том, что будет после партийных съездов, еще рановато – ведь предвыборная кампания всегда состоит из неожиданных ходов и технологических приемов.