Александр Любимов вышел на связь с Михаилом Прохоровым.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Приближение парламентских выборов мало сказывается на политической активности оппозиции. Вряд ли можно считать таковой перестановки в руководстве политструктур и декларации о намерениях их лидеров по поводу участия в думской кампании. Электорат пока не получил ясного сигнала почти ни от одной из партий – участниц гонки относительно их главных предвыборных лозунгов. Эксперты считают это закономерным.
Пока «Единая Россия» едва ли не ежедневно рапортует о новых победах Народного фронта, вовлекая в эту игру все больше участников, другие партии занимаются внутренними перестановками. А их лидеры время от времени делают уклончивые заявления, которые можно будет понимать в дальнейшем самым разным образом – в зависимости от развития политической ситуации в стране.
«При определенных усилиях и удаче партия может преодолеть семипроцентный барьер. На некоторых муниципальных выборах в регионах, когда нас не прессовали и не травили административным ресурсом, были хорошие наблюдатели на избирательных участках, мы набирали не менее 20% голосов», – сообщил лидер «Яблока» Сергей Митрохин в Новосибирске. И добавил: если партии повезет с выборами в Госдуму, список яблочников на ближайших выборах в нижнюю палату может возглавить Григорий Явлинский.
Размытые по содержанию заявления по главным вопросам выборов характерны и для других политструктур. На сайте «Правого дела» стоит цитата из недавнего выступления лидера ПД Михаила Прохорова: «Для меня лично вопрос не в социализме и не в капитализме, главный вопрос для меня – это отношение к человеку. Поэтому наше самое главное, самое великое дело – это заложить основу уважения к человеку и заняться его насущными проблемами». Под этими словами – о внимании к проблемам простого человека – мог бы подписаться любой другой лидер любой другой структуры. Заявление выглядит странно и с точки зрения политического позиционирования ПД: таким ли уж второстепенным является для правопреемницы СПС выбор между социализмом и капитализмом?
Не очень понятно обстоят дела у «Правого дела» и с выбором главных политических оппонентов. Член федерального политсовета партии Борис Надеждин, обсуждая с корреспондентом «НГ» обстановку в подмосковном отделении ПД, заметил: «У нас сейчас медовый месяц с «Единой Россией». К нам относятся нормально и никаких препятствий не чинят. Даже наоборот – мы видим очень благожелательное отношение со стороны очень многих начальников и средств массовой информации. Думаю, что медовый месяц будет продолжаться до тех пор, пока мы в своих рейтингах не сравняемся с «Единой Россией». Но сейчас с нами встречаются главы многих районов в Подмосковье – они заинтересованы в нас».
Вчера Михаил Прохоров подтвердил информацию о том, что одно из столичных отделений ПД согласился возглавить первый заместитель гендиректора ВГТРК Александр Любимов. Напомним, Любимов – не только крупный телевизионный начальник, но и известный журналист, участник самой популярной в годы перестройки программы «Взгляд». Таким образом, в команде Прохорова оказался человек, идейно близкий и имеющий прямое отношение к мощному информационному ресурсу. Возможности всепроникающего телеканала можно было бы использовать уже сегодня. Но для чего? На вопрос корреспондента «НГ» о главном лозунге «Правого дела» на парламентских выборах Надеждин ответил: о нем партия подумает в августе...
Подобного рода неопределенность и нерешительность партбоссов, считает член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров, является естественным результатом работы нынешней партийной системы и публичной политики: «В политике у нас господствует популизм. Но все мало-мальски привлекательные лозунги уже давно использованы, и в первую очередь – партией власти. Придумать что-то оригинальное, привлекательное для электората – тяжело. Потому что по итогам своей избирательной кампании партиям очень сложно отчитаться – каким образом они реализовывали свои задумки».
Именно поэтому, указывает эксперт, партии выдвигают свои лозунги после тщательного изучения опросов общественного мнения: «Их интересуют приоритеты в перечне главных потребностей электората. Социологи подсказывают партийцам «направление главного удара». Которое общее для всех политструктур. Поэтому и программы не слишком отличаются одна от другой. Поэтому у «Правого дела» действительно много общего с «Единой Россией». Они не враги».
Исключением в этом смысле, отмечает Петров, является лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который сосредоточил свою пропаганду на проверенном лозунге «Мы за русских»: «Он по крайней мере последователен. Возможно, остальные тоже хотели бы этим воспользоваться, хотя бы частично. Но им немного боязно играть в национализм».
Нерешительность некоторых политструктур первый замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин объясняет еще и их «моральным износом»: «Яблочники потеряли бренд – тот, который они сегодня используют, был популярен в начале 90-х. Он набирал очки на противостоянии консервативной власти. Лидер партии предлагал смелые реформы. Сегодня мы видим абсурдную картину: возглавит список человек, который многие годы не участвует в публичной политике, а лидер «Яблока» оказывается как бы на обочине». Впрочем, замечает Макаркин, даже если «Яблоко» и предложило бы свежие яркие инициативы, они остались бы незамеченными электоратом – в силу госполитики, препятствующей проникновению на телеэкраны лидеров оппозиции.
До официального начала избирательной кампании осталось несколько месяцев. Но партийная система страны застыла в ожидании. Размытые заявления партийных лидеров не убеждают граждан в необходимости посетить участки для голосования. Низкий старт явно затянулся.