Александр Бастрыкин намерен разобраться со злоупотреблениями в скандальном деле.
Фото РИА Новости
Вчера Следственный комитет России возбудил уголовное дело в отношении бывших сотрудников СИЗО «Бутырка» – в рамках расследования смерти сотрудника фонда Hermitage Capital Management Сергея Магнитского. Вчера же международная организация «Врачи за права человека» огласила результаты своего расследования причин смерти Магнитского, заявив о применении к нему пыток. А отечественных правозащитников следователь МВД обвиняет в клевете.
Ведомство Александра Бастрыкина привлекает к ответственности бывшего лечащего врача Магнитского Ларису Литвинову – по статье о «причинении смерти по неосторожности вследствие неисполнения профессиональных обязанностей», и бывшего замначальника СИЗО «Бутырка» Дмитрия Кратова – по статье «Халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека». Это дело, по словам официального представителя СКР Владимира Маркина, соединено в одно производство с основным уголовным делом, расследуемым Главным следственным управлением. «Не исключено, что к уголовной ответственности при наличии оснований будут привлечены и другие должностные лица, вне зависимости от должностей, которые они занимали и занимают в настоящее время», – сообщил Маркин. «Кратов и Литвинова, конечно, несут ответственность за смерть Магнитского, – утверждает в беседе с корреспондентом «НГ» председатель Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Валерий Борщев. – Но все же главные не они. Лариса Литвинова в беседе с нами (представителями ОНК. – «НГ») заявляла, что добивалась перевода Магнитского в «Матросскую Тишину», но ей отказывали. А отказывал ей, как мы выяснили позже, следователь СК Олег Сильченко, ведущий дело Магнитского».
Напомним, Сергей Магнитский умер в московском следственном изоляторе 16 ноября 2009 года. СКР планирует завершить расследование через месяц. Две недели назад следователи заявили об обнаруженных ими признаках преступлений в действиях медиков.
Вчера же независимая международная организация «Врачи за права человека» (ВПЧ) завершила свою экспертизу документов, касающихся смерти Магнитского. И пришла к однозначному выводу – гибель юриста была вызвана преднамеренным, умышленным пренебрежением к человеческой жизни и бесчеловечным обращением. ВПЧ занимается медицинским и научным анализом случаев нарушений прав человека и международного гуманитарного права. В организацию обратились родственники Магнитского. Уже в первом своем заключении эксперты, изучив документы, зафиксировали и вероятный неполный сбор доказательств по делу, и противоречия между российскими и иностранными медицинскими исследованиями.
«Со дня ареста и до его смерти г-ну Магнитскому не предоставляли должного медицинского обследования и лечения, – уверен судебно-медицинский эксперт ВПЧ – патологоанатом доктор Роберт Бакс. – Это преднамеренное, умышленное и бесчеловечное пренебрежение к человеческой жизни, несомненно, привело к его смерти. В связи с этим необходимо возбудить уголовное расследование по этим фактам, арестовать и привлечь к ответственности виновных. Семья Магнитского заслуживает, чтобы какая-то доля справедливости наконец восторжествовала».
ВПЧ предложила провести всестороннее независимое международное расследование обстоятельств смерти Магнитского и потребовала от российского правительства признать, что в этом деле Россия нарушила обязательства Конвенции ООН по запрету на применение пыток. Свое обращение ВПЧ направила генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, верховному комиссару ООН по правам человека, председателю ОБСЕ, лидерам Конгресса США и президенту Европейского союза. «Документы по данному делу в избытке указывают на применение пыток и умышленное неоказание медицинской помощи», – уверен Стефан Шмит, директор Международной судебно-экспертной программы ВПЧ.
Вчера привлеченный к ответственности следователь МВД Павел Карпов, который, по мнению правозащитников, причастен к хищению бюджетных средств в ходе расследования «дела Магнитского», потребовал через суд опровержения данных сведений. «Я не имел никакого отношения к расследованию хищения бюджетных средств, о чем заявляют ответчики (правозащитники. – «НГ»)», – написал Карпов в исковом заявлении о защите чести и достоинства, направленном в Пресненский суд Москвы. Защищаться он намерен от членов президентского Совета по развитию институтов гражданского общества и правам человека Людмилы Алексеевой, Кирилла Кабанова и Тамары Морщаковой. «Факты причастности Карпова к указанным деяниям вскрылись давно, – говорит Валерий Борщев. – Почему же он раньше молчал?» По мнению правозащитника, следователь начал понимать, что дело близится к суду. «Если раньше он ощущал чью-то защиту, то теперь ясно, что замять это дело, как оно заминалось вначале, уже не удастся», – полагает Борщев.