Расследование ДТП на Ленинском проспекте будет возобновлено.
Кадр из программы «Главная дорога» телекомпании НТВ
Конституционный суд России (КС) признал вчера противоречащей Основному закону норму Уголовно-процессуального кодекса (УПК), позволяющую прекращать следствие в случае смерти обвиняемого. Судьи решили, что кодекс ограничивает право на реабилитацию не доживших до суда фигурантов. Ведь, закрывая в связи со смертью подозреваемого уголовное дело, следователь не до конца разбирается в нем, а значит, покушается на презумпцию невиновности. Кроме того, судьи признали за родственниками умерших обвиняемых право участвовать в разбирательстве по их делам. Решение КС повлияет на десятки тысяч уголовных процессов.
Статья 24 УПК – «Основание отказа в возбуждении уголовного дела и прекращение уголовного дела» – прямо запрещает проводить предварительное расследование, если подозреваемый или обвиняемый умер. Вчера КС признал эту норму не соответствующей Конституции. 19 судей дружно сошлись во мнении, что статья нарушает презумпцию невиновности. Ведь за умершим фигурантом уголовного дела автоматически закрепляется вина в преступлении, расследовать которое запрещено. «Погибшие подозреваемые регистрируются как преступники, будто их вина установлена в судебном порядке», – возмутился вчера судья Николай Мельников, поясняя позицию КС.
Поводом к разбирательству стала автокатастрофа в центре столицы в феврале прошлого года. Тогда, напомним, на Ленинском проспекте лоб в лоб столкнулись Мercedes вице-президента «ЛУКОЙЛа» Анатолия Баркова и Citroen, которым управляла врач Ольга Александрина. В результате аварии она и ее пассажирка – 74-летняя Вера Сидельникова – погибли на месте. Трагедия вызвала сильный общественный резонанс, но уголовное дело по факту ДТП спустя какое-то время прекратил Следственный комитет (СК) при МВД. С формулировкой «в связи со смертью подозреваемой Александриной».
Отец погибшей Сергей Александрин не поверил в ее вину и пытался в суде оспорить решение СК МВД. Он требовал возобновить дело, довести его до конца, чтобы установить невиновность и реабилитировать покойную дочь. Однако Тверской районный суд столицы сослался на ст. 24 УКП и признал прекращение расследования правомочным.
Вчера КС пришел к выводу, что такие решения искажают саму суть правосудия, и отправил дело Александриной на пересмотр. Следственный департамент при МВД теперь будет обязан завершить расследование и заново направить дело в суд. Кроме того, КС установил, что прекращать уголовные дела в связи со смертью – все равно что покушаться на саму судебную власть: «Такие решения не могут подменять собой приговор суда и не являются актом, устанавливающим виновность обвиняемого».
В резолютивной части своего решения КС покритиковал Госдуму и Совет Федерации: «Законодатель лишил умершего и его родственников возможности защищать честь и достоинство, а также возможность возместить вред, связанный с уголовным преследованием». Судьи постановили – отныне возражение членов семьи против прекращения уголовного дела является основанием для продолжения расследования.
Напоследок Конституционный суд дал задание нижней палате парламента исправить УПК. В кодекс необходимо включить полный список заинтересованных лиц, согласие которых необходимо для прекращения уголовного дела. Кроме того, думцам нужно прописать правила расследования и судебного разбирательства в случае смерти подозреваемого.
Решение суда влияет на коррупционную составляющую и на правоприменение по этому типу уголовных дел, считает защитник Сергея Александрина адвокат Игорь Трунов: «Это прежде всего автокатастрофы, по которым ежегодно открывается 30 тысяч дел. Это авиакатастрофы. Это все случаи гибели людей на транспорте». По мнению адвоката, раньше у следствия был полный карт-бланш вне суда определять – кто прав, кто виноват.
Трунов заявил, что семья Александриной отзовет свое заявление в Европейский суд по правам человека, так как решение Конституционного суда ее полностью удовлетворяет. Кроме того, защитник рассказал, что он и другие адвокаты будут требовать пересмотра уголовного дела по авиакатастрофе в Перми в сентябре 2008 года, в результате которой погиб советник президента России Геннадий Трошев: «Виновным в этой трагедии признан только один пилот. Дело было закрыто в связи с его смертью. Мы считаем, что круг виновных шире. И рассчитываем, что расследование будет возобновлено».