Исполнительная власть своими обещаниями внушает гражданам несбыточные надежды.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
По данным Левада-Центра, число россиян, недовольных работой правительства, сегодня вдвое превысило аналогичные показатели так называемых лихих 90-х. Того периода, который нынешняя власть использует в качестве страшилки, списывая на него многие социально-экономические проблемы и даже прямо противопоставляя себя тогдашним «поураганившим» министрам. Эксперты объясняют недовольство граждан их разочарованием в посткризисной политике руководства страны и крушением надежд патерналистского толка. Не исключают собеседники «НГ» и возникновения «войны опросов и интерпретаций» – в свете будущей президентской кампании.
Больше половины респондентов Левада-Центра (53%) в качестве главной претензии к правительству указали на его бессилие в борьбе с инфляцией и падение доходов населения. В 1999 году чиновников обвиняли в этом 25% опрошенных. Вдвое за 11 лет (с 18 до 40%) увеличилось число россиян, которые винят кабинет министров в том, что он не заботится о социальной защите населения. Выросло и количество граждан, недовольных тем, что правительство не может найти им работу (31% и 40% соответственно).
Каждый пятый респондент уверен, что правительство коррумпировано, действует в собственных интересах или в интересах крупного бизнеса. В 1999 году коррумпированным его считали 3% опрошенных. При этом лишь сравнительно небольшое число россиян обвиняет чиновников в том, что те не могут обеспечить антитеррористическую безопасность населения (14%) и мир на Северном Кавказе (6%).
Стоит отметить, что за 11 лет отношение наших сограждан к правительству поменялось только в худшую сторону. А число россиян, вообще не имеющих претензий к правительству, приблизилось к минимальной за прошедшие годы отметке в 5%. Хотя в 1999 году, по данным исследования, о полном отсутствии претензий заявляла четверть опрошенных (24%).
Глава Левада-Центра Лев Гудков сказал «НГ», что такая тенденция в его опросах прослеживается с осени прошлого года. Социолог объясняет происходящее затянувшимся выходом из кризиса: «Люди увидели, что, несмотря на обещания руководства страны, нет никакого прорыва, а перспективы улучшения жизни – сомнительны. Разочарование граждан резко нарастает». По мнению Гудкова, премьеру Владимиру Путину в преддверии кампании 2012 года в такой ситуации «можно было бы либо оставить такое правительство, выдвинув свою кандидатуру на выборах президента, либо срочно предложить новые популистские инициативы».
Любопытно, что другие социологи не торопятся разделить пессимизм Гудкова по вопросу падения правительственного рейтинга. Глава фонда «Общественное мнение» Александр Ослон, к примеру, сообщил «НГ», что резких подвижек в отношении граждан к правительству он не зафиксировал: «Просто граждане более внимательно сегодня присматриваются к тому, что их окружает. Время меняется – и этот процесс объективен...»
Глава Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров долго изучал запрошенные им от «НГ» данные Левада-Центра, однако потом от комментария отказался – сотрудники ВЦИОМа объяснили, что их начальник очень занят и «говорить не может».
Руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский заметил, что «сегодня любые опросы интерпретируются в контексте отношений внутри тандема и нынешний левадовский показывает, что правительство во главе с Путиным теряет свою эффективность»: «Соответственно в этой логике результаты исследования будут интерпретированы как доказательство того, что Медведев должен быть основным кандидатом от партии власти на пост президента, если правительство допускает столь сильное ухудшение своих показателей, – по крайней мере в восприятии населения». Туровскому понятна политическая конъюнктура происходящего: «Появление этих данных автоматически означает войну опросов. В войне интерпретаций будут появляться и другие данные, показывающие прямо противоположную тенденцию».
Однако при этом собеседник «НГ» отмечает, что «действительно происходит изменение отношения к чиновникам в худшую сторону»: «И дело не только в низкой эффективности правительства, а в том, что начинается реакция общества на его же собственные завышенные ожидания в отношении Путина и его министров». Эксперт объясняет это разочарование тем, что «впервые за много лет главой правительства стал очень сильный политик, лидер, пользующийся высоким доверием населения, на которого общество возложило особые надежды». Однако, замечает собеседник «НГ», если люди видят, что правительство, которому они доверяли, не справляется с решением текущих задач, то недовольство начинает резко возрастать и предъявляются претензии».
Правительство оказалось в ловушке популизма, который само же насаждало многие годы, уверен член научного совета Московского центра Карнеги Андрей Рябов: «Система ручного управления у нас долго укоренялась и сейчас бурно проросла. И люди теперь вопрошают, как в известном анекдоте: «...А компот?» А компота нет – и не будет. Поэтому естественное раздражение обращается не против глобального мирового кризиса, а против собственного правительства, которое не решает проблем повседневной жизни патронируемого населения».
Правительство, щедро раздававшее все эти годы популистские обещания электорату, оказалось в трудном положении. Возникает замкнутый круг – волна ожиданий сменяется штилем и отливом. Шторма, похоже, не будет, но правительство стало заложником собственной политики и вынуждено плодить перед выборами все новые заманчивые проекты и раздавать новые обещания, выполнение которых снова может оказаться весьма проблематичным.