Вчера в Мосгорсуде (МГС) прошли предварительные слушания по делу об убийстве болельщика «Спартака» Егора Свиридова. Решено, что приговор обвиняемым по их же просьбе вынесут присяжные. Между тем на днях появились сообщения о том, что в другом громком деле – об убийстве бывшего полковника Юрия Буданова – якобы найден так называемый чеченский след. Кстати, опрос ВЦИОМа показывает, что треть россиян в этом уверены. Таким образом, националистическая тема из информационного пространства не уходит.
В Мосгорсуде вчера начался уголовный процесс по делу Егора Свиридова, убитого в драке в декабре прошлого года. Главному фигуранту – уроженцу Нальчика Аслану Черкесову – предъявлены обвинения в убийстве, грабеже и хулиганстве. На скамье подсудимых его теснят еще пять человек – уроженцы Дагестана Акай Акаев, Артур Арсибиев и Нариман Исмаилов, Рамазан Утарбиев, Хасан Ибрагимов. Они также обвиняются в хулиганстве и причинении легких телесных повреждений.
В МГС прошли закрытые предварительные слушания, на которых судьи решали, в какой форме пройдет процесс. Адвокат Черкесова ходатайствовал о рассмотрении дела присяжными. По закону отказать обвиняемому в этом желании нельзя. Таким образом, разбирать преступление, которое вызвало многодневные волнения в столице на национальной почве, будут присяжные.
Во время вчерашнего заседания вдова Свиридова – Яна Фалалеева – обратилась к суду с просьбой защитить ее и остальных четверых потерпевших. Она рассказала судьям о постоянных угрозах в ее адрес. По словам потерпевших, обвиняемые прямо в зале суда показывали им угрожающие жесты: «Проводили пальцем по горлу и стучали ладонью по кулаку». Впрочем, несмотря на сильный националистский флер, окутавший дело Свиридова, его вдова отвергает экстремистские мотивы: «Такой подоплеки не было и не могло быть. Рядом с Егором был расстрелян его друг Гаспарян, фамилия которого и его дружба с моим мужем говорят сами за себя».
Процесс по делу Свиридова случайно пересекся в информационном поле с другим не менее резонансным расследованием – гибели Юрия Буданова. На днях некоторые СМИ опубликовали, ссылаясь на источники в правоохранительных органах, сообщение, мол, в деле об убийстве экс-полковника проглядывает чеченский след. Дескать, СКР принял как приоритетную версию об убийстве по мотивам мести. Якобы преступление было спланировано на территории Чечни.
Источник «НГ» в Следственном комитете не стал опровергать эту информацию, но и подтверждать ее отказался, сославшись на тайну следствия: «Говорить о приоритетных версиях пока рано. Отрабатываются разные версии. Убийство по мотивам мести одна из них», – сказал он. На вопрос корреспондента «НГ», принимает ли участие в расследовании правоохранители из Чеченской Республики, источник не ответил положительно, но и не опроверг предположение: «Ни один следователь не раскроет тайну дела, поскольку такая информация рискует завалить все расследование».
Следует отметить, что до сих пор в деле Буданова единственной официальной версией СКР считалось убийство с целью провокации. Впрочем, в ведомстве Александра Бастрыкина отказываются сообщать, кто кого, по их версии, провоцировал.
Первыми заговорили о чеченском следе в убийстве Буданова представители националистических организаций. Но они, кажется, лишь транслировали общий настрой общества. Вчера Всероссийский центр изучения общественного мнения опубликовал результаты опроса, посвященного Буданову. 58% россиян поддерживают идею о посмертной реабилитации экс-полковника. И только 12% не приемлют эту инициативу. Те же 58% считают, что суд над Будановым был жестоким политическим актом и совершен в угоду чеченцам. Почти треть опрошенных – 28% – уверены, что за убийством стоят чеченцы и родственники убитой Будановым Эльзы Кунгаевой.