Возможность досрочно выйти на свободу будет зависеть не только от прилежного поведения заключенного.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Правительство России намерено модернизировать процедуру условно-досрочного освобождения (УДО). В Госдуму внесен законопроект, который обяжет администрации колоний не выпускать заключенных по УДО до окончания срока, в течение которого судебное решение может быть обжаловано. Так что время ожидания свободы может растянуться от 10 дней до многих месяцев.
Действующая норма Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) сейчас укладывается в две строчки. «Досрочное освобождение производится в день поступления соответствующих документов», – лаконично указывает ст. 173 УИК. Законопроект растянет эту процедуру на внушительный абзац. А вместе с ним – и на неопределенный срок. Ведь сейчас заключенный может выйти на свободу буквально на следующий день после судебного постановления. Но в недалеком будущем администрации колоний будут ждать, пока не выйдут все процессуальные сроки обжалования решения об УДО. Это 10 дней в том случае, если оно не подвергается сомнению. Если же обжалование решения происходит, то заключенный рискует остаться в колонии долго.
Главная и единственная причина, побудившая правительство инициировать изменения УИК, прямо указана в пояснительной записке. Власти вдруг обнаружили, что «имеют место случаи, когда в учреждение, исполняющее наказания, поступает решение суда об УДО, не вступившее в законную силу». То есть инициатива направлена на формальное соблюдение закона.
Журналист Ирек Муртазин, в феврале 2011 года вышедший по УДО из колонии, в которой отбывал срок за клевету на экс-президента Татарстана Минтимера Шаймиева и «возбуждение ненависти» к социальной группе «власть», считает, что предлагаемый правительством порядок не коснется основной массы заключенных. А затронет лишь фигурантов резонансных дел. В беседе с корреспондентом «НГ» он предположил: законопроект не даст возможности быстрого выхода на свободу тем, чьего освобождения власть не очень-то хочет. Правоохранительные органы всегда смогут обжаловать неугодное решение об УДО. «Суд же чаще всего идет им навстречу и оставляет заключенного под стражей», – замечает Муртазин. Собеседник «НГ» напомнил, что досрочное освобождение часто выполняется с нарушениями сроков. Между получением администрацией колонии судебного решения об освобождении заключенного и его выходом на свободу нередко проходят те же самые 10 дней, а то и больше.
Адвокат Вадим Клювгант в беседе с «НГ» рассказал, что УДО и сейчас выполняется по-разному: «Одни считают, что необходимо сразу исполнять судебное решение, поскольку речь идет о базовых правах человека. Другие встают на формальные позиции. Дескать, решение не вступило в законную силу и надо ждать». Так что законопроект облегчит работу правоохранительной системы, у которой теперь будет временное окно для того, чтобы обжаловать судебное решение.
Напомним, что двое самых известных сейчас в России заключенных – Михаил Ходорковский и Платон Лебедев – как раз в эти дни проходят процедуру УДО. Как сообщил «НГ» Клювгант, ходатайство Ходорковского возвращено Преображенским районным судом в следственный изолятор «Матросская Тишина»: «На мой взгляд, суд поступил совершенно незаконным образом. Вместо того чтобы направить бумаги по месту нахождения Ходорковского, они даже вернули документы не по адресу». Он сообщил, что защита отправила запрос в СИЗО: «Мы им напомнили, что они обязаны отправить бумаги в суд по месту нахождения осужденного. Ждем от них ответа. Пока информации нет никакой».