Алексей Кудрин призывает к конкуренции в бизнесе и в политике.
Фото ИТАР-ТАСС
Вчерашнее интервью Алексея Кудрина New York Times обращает на себя внимание тем, что о необходимости политических преобразований в стране говорит человек, казалось бы, далекий от политики. Однако именно New York Times называет российского министра финансов «одним из самых влиятельных людей в России». В самом деле, Кудрин не в первый раз делает от своего имени заявления, которые заставляют видеть в нем перспективного политика. Эксперты «НГ», впрочем, считают, что в условиях сегодняшней политической неопределенности глава финансового ведомства де-факто исполняет роль премьер-министра страны.
«Россия может покинуть ряды ведущих государств мира, если не введет у себя честную конкуренцию в политике и бизнесе», – заявил Алексей Кудрин в беседе с New York Times, опубликованной вчера на сайте издания. По мнению главы Минфина РФ, экономическая ситуация в стране сейчас такова, что говорить об экономике, избегая политических тем, невозможно. «Конец экономического кризиса создаст для России новые возможности и новые вызовы. Мы не должны жить с зависимостью от цен на нефть. Но для того чтобы стать одной из лидирующих стран, нам необходимо изменить политическую сферу – и сделать систему выборов более прозрачной», – заявил Кудрин.
По его словам, важнейшей целью для дальнейшего экономического развития будет являться качественная судебная система, что вместе с эффективной работой правительства и чиновников должно придать уверенности инвесторам. Ранее Кудрин не раз призывал реформировать нынешнюю политическую систему, чем провоцировал экспертов на предположения о его политических амбициях.
Большой резонанс Кудрин вызвал в феврале этого года, выступая на Красноярском экономическом форуме. Кудрин раскритиковал государственное устройство России. По его словам, в России остро стоит вопрос, связанный с формированием политической системы. Кудрин пояснил свою мысль: на выборах, по его мнению, должны быть широко представлены все политические силы, а самим выборам надлежит стать «максимально честными и справедливыми».
В «Единой России» назвали эти заявления двусмысленными. А в минувшем апреле, выступая в Госдуме, Кудрин критически прокомментировал приказ президента Медведева вернуть выплаты в социальные фонды на прежний уровень, обнаружив минусы этой инициативы для пенсионеров, и намекнул, что придется повышать налоги. Отчитываясь перед депутатами, министр снова заговорил о выборах в России. «Выборы должны быть честными», – эмоционально заметил он. При этом депутаты традиционно успели обвинить Кудрина в непрофессионализме. Во время Петербургского международного экономического форума, прошедшего в начале июня, Кудрин раскритиковал правительство за растраты и заявил, что с каждым годом экономика нашей страны становится все менее конкурентоспособной. Он рассказал, что две трети предложений министерств и ведомств по расходам госбюджета касаются дополнительной господдержки, «часто не равной, выборочной, отдельных отраслей и бизнеса и даже отдельных бизнесов внутри отраслей». «Это как раз уменьшает конкуренцию», – отметил вице-премьер.
«Кудрин, как и многие другие продвинутые экономисты, понимает, что главное препятствие для экономического развития России – не в экономике, а в политике», – говорит «НГ» председатель правления Института современного развития Борис Макаренко. Это человек, который долгие годы противостоял мощнейшему лоббистскому давлению, в том числе из «Единой России», считает эксперт. Макаренко убежден: противостояние с партией власти у главы российского финансового ведомства давнее, а сейчас, когда с приближением парламентских и президентских выборов становится явственной чередная развилка с выбором политического курса, которым должна пойти страна, эти разногласия все более обостряются
Эксперт обратил внимание на фразу Кудрина в интервью, в котором он признается, что на тон его публичных выступлений влияют определенные этапы его личного развития. Однако Кудрин не связывает это с какими-либо разногласиями внутри команды, с которой он давно ассоциируется. «Я думаю, он, безусловно, остается в команде Путина, – считает Макаренко. – Но члены команды, тем более такие заслуженные и уважаемые, вполне имеют право на отстаивание своей точки зрения».
По мнению представителя ИнСоРа, который, как сам признался, знает об отношениях нынешнего премьера с Кудриным «как минимум с 1996 года, а на самом деле гораздо раньше», нацеленность на Путина, присутствовавшая в интервью, не означает именно критику курса Путина. Эксперту ближе такая трактовка поведения Кудрина: он «разъясняет Путину, убеждает».
В этом контексте он видит кудринский отказ возглавить «Правое дело»: «Ключевой член кабинета министров не может входить в оппозиционную партию. А правая партия в сегодняшней России не может не критиковать правительство. Другое дело, что она может критиковать конструктивно, обтекаемо, а не в разнос. Но критиковать обязана».
«Стиль Кудрина давно отражает фактическое исчерпание тандема как инструмента управления и возникновение нового политического пространства, в котором Кудрин может выступать и выступает почти как премьер» – это мнение руководителя фонда «Эффективная политика» Глеба Павловского, не так давно публично отставленного от Кремля. Политолог считает, что в этом интервью New York Times, да и в других последних выступлениях Кудрин выступает в формате премьера де-факто. Который, правда, не несет ответственности за политический хаос. Сама возможность этого нового стиля, укрупнения фигуры финансового уровня связана, по словам Павловского, со стагнацией тандема, который перестал быть инструментом управления.
«Путин перешел в предвыборный формат, идея Народного фронта и вовсе сделала непонятным, что такое тандем, президент ведь не может управлять страной через голову правительства, – говорит эксперт. – Теперь появилось как бы вакантное место того, кто «на хозяйстве». Им-то, по мнению Глеба Павловского, и стал Алексей Кудрин, который по существу ничего нового не высказывает, это его известная позиция.
Впрочем, осведомленные источники «НГ», близкие к окружению финансового ведомства, категорически отвергли предположения о том, что Кудрин мог стать лидером правой партии, так же как и вероятность его выдвижения в президенты.
По словам Павловского, наиболее вероятным выглядит шанс со временем увидеть Кудрина в качестве премьера. «Если президентом все же окажется Путин, то премьером вполне может оказаться именно Кудрин», – резюмировал Павловский.