0
6422
Газета Политика Интернет-версия

29.06.2011 00:00:00

"Кухонный" экстремизм выведен из-под Уголовного кодекса

Тэги: терроризм, экстремизм, ук


терроризм, экстремизм, ук За последнее время экстремистов стало в разы больше.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)

Вчера Верховный суд (ВС РФ) разъяснил правоприменительную практику по делам о терроризме и экстремизме. Пленум ВС РФ предложил разделять два вида этих преступлений и не смешивать одно с другим. Так, призывы к совершению террористических актов больше не будут расцениваться как экстремизм. В зависимости от обстоятельств дела это будет считаться чисто террористическим преступлением. А ответственность за саму экстремистскую риторику последует только в том случае, если она прозвучит публично. Например, в СМИ, Интернете или на митинге. Эксперты «НГ» оценивают судейский почин положительно, но настаивают на дальнейшей доработке этих статей уголовного законодательства.

В Уголовном кодексе России есть две статьи, которые устанавливают ответственность за публичные призывы к терроризму и экстремизму, – 205.2 и 280. Несмотря на четкое разделение этих видов преступлений, на практике их нередко путали. Например, виновного в оправдании террора (ст. 205.2) могли осудить как экстремиста (ст. 280). Вчера пленум ВС положил конец этой неправильной практике. Тем более что наказания две статьи предусматривают разные. Отныне призывы к террористическим актам и восхваление террористов суды должны квалифицировать строго по ст. 205.2 УК и никак иначе.

Судьи также уточнили правоприменение по знаменитым экстремистским статьям – 282 (разжигание ненависти либо вражды) и 280 (призывы к осуществлению экстремистской деятельности). Вокруг них, напомним, давно ведется громкая полемика. Неоднократно звучали требования упразднить эти статьи вовсе или серьезно их видоизменить. Например, в минувший понедельник лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил Госдуме смягчить ответственность ст. 282 УК. Мол, наказывать только в том случае, если речь идет о «существенном нарушении прав и законных интересов граждан». Советовался ли глава либерал-демократов с судьями, собиравшимися на пленум, неизвестно, но спустя сутки тот инициативу Жириновского почти полностью повторил. Решено, что уголовное наказание должно следовать только в случае публичного нарушения закона.

«Действия, направленные на возбуждение ненависти или вражды, а равно на унижение достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии либо принадлежности к какой-либо социальной группе, влекут уголовную ответственность только в том случае, если они совершены публично или с использованием средств массовой информации (в СМИ или Интернете)», – говорится в постановлении Верховного суда. Если же экстремистские речи звучат в личных разговорах, кулуарно, с глазу на глаз или, как заведено в России, на кухнях, то ответственность за них не наступит.

Вместе с тем судьи обеспокоены ростом экстремистских преступлений в России, количество которых за последние годы выросло многократно. К примеру, число осужденных за публичные призывы к экстремистским действиям увеличилось с пяти человек в 2008 году до 27 в прошлом. За разжигание вражды и ненависти разного рода в 2010-м осужден 161 человек, хотя в предыдущем – 66. И статистика из МВД, приводившаяся на пленуме ВС РФ, оптимизма тоже не добавляет. Скажем, в 2010 году зафиксировано 656 преступлений экстремистской и националистической направленности, а за первые пять месяцев этого года – 280. Понятно, что полицейские данные – это всего лишь, как говорится, верхушка айсберга, а на самом деле таких преступлений происходит гораздо больше.

Член Общественной палаты Анатолий Кучерена положительно оценивает решение пленума, хотя считает, что еще рано говорить о единообразии в правоприменительной практике в делах об экстремизме. С другой стороны, по его словам, «закон можно совершенствовать до бесконечности, а этот закон действительно вызывает много споров». В то же время Кучерена сказал, что он противник полной отмены ст. 282 УК: «Считаю, что это приведет к негативным последствиям». Так что, отметил он, «если есть публичные призывы, публичное нарушение закона – ответственность должна выступать непременно».

Глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев оценивает решение пленума ВС как правильное. Вместе с тем собеседника «НГ» беспокоит, что власть использует статью о возбуждении ненависти для давления на оппозицию и противников: «Например, в отношении меня было возбуждено уголовное дело по статье 282. За то, что мы с коллегами выпустили листовку «Губернатора Зеленина в отставку». Депутат уверен, что эту уголовную норму нельзя использовать в отношении оппозиции, которая действует в рамках закона.

Напомним, что ст. 282 (возбуждение ненависти либо вражды) предусматривает штраф до полумиллиона и лишение свободы до пяти лет. Ст. 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) – штраф до 300 тыс., а лишение свободы до пяти лет. Ст. 205.2 (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма) – штраф до миллиона рублей, лишение же свободы – до семи лет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1301
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
826
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
590
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
822

Другие новости