Ажиотаж среди родителей первоклашек весной – следствие непродуманности популистских законов.
Фото ИТАР-ТАСС
Одна из верных примет начинающейся избирательной кампании – появление большого количества законодательных инициатив, которые явно понравятся электорату. Часто бывает, как уже указывала «НГ», что после выборов многие из них забываются или откладываются в долгий ящик. А некоторые все-таки принимаются, но ложатся тяжелым грузом на региональные и муниципальные бюджеты. При этом, отмечают эксперты, доходы все больше аккумулируются в федеральном бюджете. Разрыв же между пиаром и реальностью регулируется манипулированием результатами выборов.
В последнее время появилось большое количество законодательных инициатив, результатом которых должно стать или улучшение уровня жизни россиян, или решение каких-то стоящих перед ними проблем. А это означает, что налицо один из главных признаков начинающейся избирательной кампании. Например, на днях группа депутатов из «Единой России» предложила вариант решения ситуации, вызвавшей недавно большой скандал. Это когда в Москве родители потенциальных первоклассников, желающие записать своих чад в хорошие школы, дневали и ночевали в очередях. Потому что был принят закон о том, что прием учащихся осуществляется не по месту жительства, а в порядке живой очереди.
Данное решение было оспорено и отменено, но федеральные единороссы решили помочь столичным товарищам. Группа депутатов предложила действительно отменить жесткий территориальный принцип, сыграв на руку ценителям образования в элитных школах. Но одновременно, чтобы не страдали остальные граждане, в документе записано, что муниципалитеты должны вести учет потенциальных учеников. И если их становится больше, чем мест в школах, нужно строить новые.
При этом думцы пишут, что дополнительных средств из федерального бюджета не потребуется. А про муниципальные – молчат. Хотя на этом уровне власти денег, как известно, крайне немного. Эта тенденция – перебрасывание полномочий с федерального уровня на региональный и местный – постоянно усиливается. Формально это может выглядеть как претворение в жизнь той концепции децентрализации власти, о которой в Санкт-Петербурге заявил президент Дмитрий Медведев. Но при этом редко вместе с полномочиями передается и их финансовое обеспечение. То есть за облегчение своей жизни по большому счету люди платят в основном из собственного кармана.
Один из самых беспощадных критиков социально-экономической политики правительства – депутат ГД от «Справедливой России» Оксана Дмитриева указывает, что, наоборот, федеральный бюджет в последнее время забирает себе все больше и больше ресурсов. При этом она подтвердила, что дополнительная нагрузка в регионы и муниципалитеты передается постоянно.
И действительно, в этом легко убедиться. Скажем, знаменитая реформа здравоохранения, объявленная премьером Владимиром Путиным в прошлом году. Для того чтобы получить деньги из Центра, регионам надо было представить свои программы и предусмотреть значительные расходы. Или распропагандированные президентом компенсации родителям за оплату детских садов, когда человек, у кого трое и больше детей, может экономить до 70%. Однако никто не говорит вслух, что обязанности платить компенсации, да еще не ниже определенного уровня, спущены вниз. А субсидии, которые для этого в принципе можно получить из госказны, считаются очень приблизительно. Или возьмем сложные болезни, лечение которых раньше оплачивал федеральный бюджет. Теперь их список будет значительно сокращен, а за все остальное – предписано платить регионам.
Даже такую мелочь, как компенсация сельским учителям расходов на ЖКХ, с недавнего времени перебросили на региональные бюджеты. А местным дали право участвовать в пропаганде спорта и здорового образа жизни. То есть если деньги есть – пожалуйста, платите педагогам. Но при этом в федеральном бюджете соответствующую статью расходов исключили. Хотя вряд ли на это было бы потрачено слишком много денег.
А еще, например, на этой неделе президент внес в ГД закон о бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. И опять вся тяжесть оплаты возлагается на региональщиков. По расчетам Минюста, готовившего проект, им надо будет тратить около 630 млн. руб. в год. При этом практика опровергает такой оптимизм – траты скорее всего будут более весомыми. А это значит, что специальные юрбюро просто не будут создаваться. Не лучше ситуация складывается и с усилением мер безопасности на транспорте, которое предполагается оплачивать не только местным властям, но и частному бизнесу. Зато избирателям можно сказать, что государство сделало все необходимое для людей.
На вопрос «НГ», не ударит ли такая политика по самой власти, ведь в регионах и муниципиях правят те же самые единороссы, что и наверху, Оксана Дмитриева ответила, что уже ударила: «Она уже привела к тому, что за 10 лет самой благоприятной конъюнктуры на товары сырьевого экспорта наша страна по уровню жизни, средней зарплате, росту производства, развитию сельского хозяйства и так далее так и не достигла уровня 80-х годов». При этом, заявила Дмитриева, крах такой власти не наступает по двум причинам. Во-первых, из-за хороших цен на нефть и прочие углеводороды, что создает финансовый запас, из которого покрываются самые острые проблемы страны и людей. А во-вторых, идут в ход телевизионная пропаганда и манипулирование результатами выборов: «Если бы выборы были свободными, российский народ давно отказал бы в доверии этой власти».
Дмитриева привела вопиющий пример из нынешней петербургской практики. По ее словам, Северная столица – регион, где возможна победа оппозиции – партии эсэров. Поэтому там сейчас в срочном порядке меняются избирательные правила. Например, голосовать за кандидатов в питерское Заксобрание смогут приезжие в любом количестве. Для этого им достаточно будет зарегистрироваться прямо на избирательном участке.