Мосгорсуд вчера продемонстрировал предельную закрытость.
PhotoXPress.ru
Судьи Московского городского суда (МГС), принимавшие участие в кассационном процессе по второму делу ЮКОСа, провели вчера необычную пресс-конференцию. Представители столичной Фемиды пытались поделиться с журналистами впечатлениями об этом деле, о том, как они работали над жалобой Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Поясняли, в чем вина осужденных и почему им скостили один год. Ничего нового в их рассказах так и не прозвучало.
Судейская пресс-конференция по теме ЮКОСа, от которой ожидали если не сенсаций, то хотя бы откровений, получилась на редкость скучной. Быть может, от того, что проходила она в здании Мосгорсуда. А может, потому, что члены кассационной коллегии Владимир Усов и Елена Арычкина не смогли освоиться в необычной для них роли комментаторов. К прессе они вышли в непривычном виде: лишенные строгих судейских мантий, облаченные в обычную гражданскую одежду (Усов был без галстука).
Нетрадиционный формат подействовал не на пользу общению. Судьям, похоже, не нравилось, что не они, а им задают вопросы. Пресс-секретарь МГС Анна Усачева несколько раз предупреждала прессу – мол, спрашивайте только про кассационный процесс. Разочарованные ограничением журналисты проговаривали вымученные вопросы.
В итоге диалог получился односложным и выглядел примерно так. Вопрос: «Расскажите простыми словами, в чем обвиняли Ходорковского?» Ответ: «В хищениях вверенного имущества». Вопрос: «Не сложилось ли у вас впечатления, что судья Данилкин не сам писал приговор?» Ответ: «Нет, приговор написан профессионально». Вопрос: «Вы не нашли политической подоплеки в деле ЮКОСа?» Ответ: «Не нашли». Вопрос: «Это было сложное дело?» Ответ: «Это дело было уголовным».
Попытки журналистов раскрутить судей на неформальный разговор результатов не дали. «Какое впечатление произвел на вас Ходорковский? – спросил один из приглашенных. – По-человечески он понравился вам?» «Вы меня как мужчину спрашиваете?» – попытался пошутить Владимир Усов. Но никто не засмеялся. «Он не нарушал ход заседания, соблюдал все требования судьи», – вернулся к официальному тону Усов.
Таким же тоном судьи отмели вопросы об условно-досрочном освобождении экс-владельцев ЮКОСа. Дескать, это не их юрисдикция. На вопросы о бывшей помощнице судьи Виктора Данилкина Наталье Васильевой и якобы черновиках мягкого приговора были даны официальные ответы: это не наша компетенция. Если же вопросы касались их компетенции, судьи старались ответить полно. Например, почему осужденным скостили год заключения? «Потому что объем обвинения был уменьшен, – раскрыл секрет Усов. – Кроме этого статья Уголовного кодекса «Присвоение или растрата» была смягчена».