Раньше в международной практике существовал опыт обмена шпионов и диссидентов, например, Абеля на Пауэрса, Буковского на Корвалана или Чапман на Сутягина. Теперь пришел черед обмена Джексона–Вэника на Магнитского. По крайней мере о такой возможности говорят в кулуарах Конгресса и Белого дома.
Но сначала немного истории. Как уже сообщали «НГ» и другие СМИ, 18 апреля сего года президенту США Бараку Обаме был вчинен иск, суть которого заключается в том, чтобы доказать в суде, что у президента США есть все конституционные полномочия для отмены поправки Джексона–Вэника, ограничивающие торговые отношения Америки и России.
Нанятые нами американские адвокаты тщательно изучили текст соответствующего закона, подписанного президентом Фордом в 1975 году, и пришли к выводу, что поскольку у России в настоящее время нет тех двух советских недостатков, из-за которых и был принят этот закон – отсутствие рыночной экономики и свободы эмиграции, – то и сама поправка становится недействительной.
В принципе Обама, как, впрочем, и его предшественники Буш и Клинтон, также неоднократно делал подобные заявления, но при этом указывал, что не может отменить эту поправку без соответствующего решения Конгресса. Однако многие сенаторы и конгрессмены не спешат с голосованием по этому вопросу и постоянно выдвигают новые претензии к России, иногда вполне резонные, иногда абсолютно неадекватные, но как те, так и другие не имеющие никакого отношения именно к данному закону.
Таким образом, речь идет об интерпретации американского законодательства, и здесь мнения адвокатов разделились. Некоторые считают, что поскольку Конгресс обязал президента подписать закон, то только Конгресс имеет право его и отменить. Другие адвокаты полагают, что в данном случае президент может это сделать самостоятельно.
Ситуация, как видно, не совсем тривиальная, так как уже прошло больше месяца, а Белый дом молчит, хотя по закону у него есть всего 60 дней для ответа. Интересно, что официальная Москва пока тоже молчит и никак не комментирует этот процесс, за исключением того, что при каждом удобном случае требует от Вашингтона отмены этой поправки.
Как часто бывает, помощь пришла оттуда, откуда мы ее не ждали, а именно от наиболее непримиримых и яростных критиков России и ее нынешнего руководства.
Сначала не кто иной, как сам Ричард Перл, заявил в Сенате США и в интервью ИТАР-ТАСС, что продолжающееся применение поправки Джексона–Вэника к России является прямым нарушением американского законодательства. Ричард лучше других осведомлен в этих делах, так как, будучи помощником сенатора Генри Джексона, именно он и писал для своего босса эту знаменитую поправку.
На прошлой неделе в дело подключились еще более мощные силы, когда сенатор Бенджамин Кардин при поддержке еще четырнадцати законодателей внес в Сенат США проект закона о санкциях для российских чиновников, причастных к смерти в московском СИЗО юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского.
Документ предусматривает визовые и экономические санкции как в отношении чиновников, связанных с делом Магнитского, так и госслужащих, которые укрывают этих чиновников от ответственности. При этом в кулуарах Конгресса и Белого дома пытаются договориться о том, что если предлагаемый законопроект будет принят, то одновременно будет отменена и поправка Джексона–Вэника, что позволит всем сохранить лицо.
Таким образом, дальнейшее развитие ситуации может пойти по следующим сценариям.
В первом – Обама решит согласиться с требованиями вышеупомянутого иска и объявит, что поправка Джексона–Вэника к России более неприменима. Отметим, что тут есть некоторая юридическая тонкость. Президент не отменяет поправку (это действительно привилегия Конгресса), а просто заявляет о ее недействительности по отношению к России. При этом совершается знаковый прорыв в американо-российских отношениях, снимается один из главных раздражителей при переговорах и саммитах, перезагрузка набирает дополнительные обороты и возможны новые взаимовыгодные перспективы.
Во втором – адвокаты Белого дома убеждают суд признать этот иск не имеющим достаточных оснований. В этом случае борьба будет продолжаться путем обжалования в высших инстанциях, что потребует значительных усилий, в том числе и финансовых. Понятно, что у Обамы здесь гораздо больше возможностей, но дело даже не в этом. Выбрав второй вариант, Обама, используя юридическое крючкотворство, поставит под сомнение искренность своих заявлений о стремлении улучшить отношения с Россией.
Наконец, третий вариант – это одновременное или почти одновременное голосование в Конгрессе по отмене поправки Джексона–Вэника и принятию закона Магнитского. На первый взгляд это наиболее привлекательное решение, которое позволит, наконец, отменить устаревшую поправку и одновременно помочь России в борьбе с коррупцией. Правда, при этом не совсем понятно, кто будет определять тот самый список коррумпированных и криминальных российских чиновников. Если говорить о верховенстве закона (The Rule of Law) – это привилегия судебных органов, а не членов Конгресса. Кроме того, Госдепартамент и посольство США в Москве могут и без нового закона решать, кому давать визу, а кому нет, причем без объяснения причин.
Как видим, не все так однозначно, но ведь Обама, все высшие чиновники его администрации, а также крупный американский бизнес постоянно заявляют о том, что отмена данной поправки в интересах США.
Так в чем же дело, господа? Почему бы не использовать наш иск, чтобы разрубить этот гордиев узел раз и навсегда? Воспользуется ли Обама этим шансом или упустит его? Об этом мы узнаем очень скоро.