Комсомольская площадь – одно из мест, где вечером неуютно.
Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)
Власти Москвы в воскресенье подписали соглашение о передаче территорий привокзальных площадей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Об этом сообщил мэр Москвы Сергей Собянин в интервью телеканалу «Россия-1». Такое решение обсуждалось давно, теперь РЖД займется проблемными вопросами организации торговли, транспорта и благоустройства привокзальных территорий. Но у специалистов возникают сомнения – справится ли РЖД с этими проблемами лучше, чем городские власти.
Вокзалы и прилегающие территории находятся в плачевном состоянии, отметил Сергей Собянин: «В самом начале своей деятельности побывал на вокзалах, посмотрел, что там творится. Вид, конечно, был явно неприглядный. Сегодня уже можно видеть первые позитивные изменения: возле вокзала стало больше порядка, меньше бомбил, более или менее упорядочен автобусный транспорт, стало меньше ларьков. Но это только первый шаг – необходимо и дальше двигаться в этом направлении».
Теперь отвечать за это будет руководство железных дорог. Такое решение власти города приняли для того, «чтобы они (РЖД. – «НГ») уже сами в комплексе наводили порядок не только на территории самого вокзала, но и на привокзальной территории», сказал мэр столицы.
Один из самых болезненных вопросов, которые придется решать теперь РЖД, – размещение объектов торговли. Напомним, в ноябре прошлого года мэр Собянин высказывался о том, что вся нестационарная торговля должна быть в Москве упорядочена. Была подготовлена новая схема размещения палаток на территории Москвы, в том числе и на привокзальных площадях. До 1 июля должны быть проведены аукционы на право торговать в установленных местах, старые договоры аренды к этому сроку истекут. Видимо, решать, что, где и за какие деньги разместить на привокзальных площадях, теперь будут железнодорожники. Будет ли пересмотрена уже подготовленная схема – не ясно. В Департаменте торговли и услуг Москвы не смогли ответить на этот вопрос.
«Не будем забывать, что РЖД и раньше имела площади в Москве – выигрышные, проходимые, рентабельные. Например, в так называемой зоне отчуждения железных дорог, – напомнил руководитель комиссии по мелкорозничной нестационарной ярмарочной торговле «ОПОРЫ России» Владлен Максимов. – И на этих площадях зачастую располагаются такие же несанкционированные торговые объекты – вплоть до небольших рынков. Если РЖД не может навести порядок на этих территориях, то непонятно, справится ли компания с привокзальными площадями».
Собянин неоднократно подчеркивал, что не хочет увеличения торговых площадей в Москве. Говоря о развитии привокзальных площадей, он отметил, что на Белорусской площади отменено строительство торгового центра. Правительство Москвы ведет переговоры и с застройщиком на Павелецком вокзале о сокращении торговых площадей.
Собянин также отметил, что РЖД не закроет стоянки на площадях для легального городского такси. «Там не должно быть никакой ведомственности. Все таксисты, у которых есть лицензия, должны быть наделены одинаковыми правами для работы на вокзалах», – подчеркнул градоначальник. Будет упорядочено и движение общественного транспорта. «Уже сегодня практически нет автобусов, которые без разрешения разъезжают по городу и останавливаются возле вокзалов. Здесь должны быть полностью утверждены схемы движения общественного транспорта: парковки, остановки автобусов, разворотные площадки, место подбора пассажиров и так далее, то есть система должна быть полностью упорядочена», – сказал Собянин. Он отметил, что на половине вокзалов такие схемы уже утверждены.
Градоначальник выразил надежду, что, согласно договоренностям мэрии и РЖД, до конца лета – к Дню города – «вокзалы очень серьезно продвинутся в плане благоустройства, комфорта для пассажиров».
Передача земель в управление РЖД неоправданна, считает руководитель проектов Института экономики города Денис Визгалов. «Во всех европейских странах привокзальные площади находятся в собственности города. Это – общественные территории, почему их отдают крупному монополисту – непонятно. Вокзалы – традиционно места скопления низов общества, и нужен целый комплекс мер, чтобы это изменить. Почистить территории, заставить полицию там эффективно работать. К тому же хорошо бы придумать какую-то общую идею для вокзалов. Например, в Париже им присвоили имена частей света, там появилось специфическое оформление, бизнесу идея понравилась – например, на «восток» потянулись китайские и японские рестораны», – рассказал Визгалов.