На сайте президента России опубликовано сообщение об исполнении поручения Дмитрия Медведева о привлечении к ответственности должностных лиц за срыв реализации государственного оборонного заказа. Такое распоряжение было дано главой государства на совещании по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса, которое прошло в Горках 10 мая. А отчитывался перед ним о проделанной за это время работе и о принятых мерах заместитель председатель правительства страны и одновременно глава Военно-промышленной комиссии (правда, эта его должность на сайте почему-то опущена. – В.Л.) Сергей Иванов.
По словам вице-премьера, за снижение уровня руководства производственной деятельностью подчиненных предприятий, отсутствие требуемой координации работ при выполнении заданий государственного оборонного заказа на 2010 год объявлены выговоры целому ряду генеральных конструкторов и генеральных директоров ОПК. Их фамилии на сайте приводятся. Названы там фамилии и других должностных лиц этого ранга, кто отстранен от занимаемых постов. Кроме того, приняты меры административного и дисциплинарного характера в отношении еще 8 руководителей оборонки. А в связи с недопоставками вооружений и военной техники из Минобороны уволены несколько военачальников из числа тех, кто заказывает промышленности боевую технику и оружие (их должности и фамилии тоже присутствуют в тексте сообщения. – В.Л.). Есть информация о том, что приняты и другие кадровые решения в отношении генералов, адмиралов и руководителей оборонных предприятий. Сергей Иванов считает, как написано на президентском сайте, что принятые меры достаточны как для повышения исполнительской дисциплины и персональной ответственности соответствующих должностных лиц, так и для предотвращения случаев нарушения сроков сдачи изделий заказчику.
Можно было бы согласиться с вице-премьером. Если бы не одна деталь, заставляющая сомневаться в том, что положение с гособоронзаказом поправится. Как помнят многие эксперты, на совещании в Горках Дмитрий Медведев говорил об ответственности за его срыв не только и не столько руководителей оборонных предприятий и соответствующих управлений Министерства обороны. Его слова были напрямую обращены к присутствовавшим в зале правительственным чиновникам. Вот, кстати, что он точно сказал (цитируем по сайту президента).
«Недопустимо, когда решения принимаются, причем на самом высоком уровне, деньги выделяются, а продукция не поставлена. Я сегодня не поленился, залез в Послание президента России 2009 года. Вот такой там текст, мною произнесенный: «В следующем году необходимо поставить в войска более 30 баллистических ракет наземного и морского базирования, 5 ракетных комплексов «Искандер», около 300 единиц современной бронетехники, 30 вертолетов, 28 боевых самолетов, 3 атомные подводные лодки и 1 боевой корабль класса «корвет», 11 космических аппаратов». Как вы понимаете, когда я выступал, я не сам это придумал – это было согласовано со всеми здесь сидящими. Не сделано почему? Жду ответа с предложениями. Вы понимаете, что во времена оные уже половина присутствующих здесь (выделено мной. – В.Л.) занималась бы активным физическим трудом на свежем воздухе: надо отвечать за взятые на себя обязательства, мы просто выглядим в этом смысле абсолютно неприемлемо».
Если заглянуть в список присутствовавших на том совещании в Горках, то увидим, там были глава Минфина Алексей Кудрин, отвечающий за своевременное выделение денег оборонно-промышленному комплексу и Минобороны для выполнения гособоронзаказа, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, в ведении ведомства которой находятся в том числе и планы развития оборонных предприятий, обеспечения их современным технологическим и станочным парком, заместитель министра промышленности и торговли Денис Мантуров, которому предприятия ОПК подчинены практически напрямую, бывший первый заместитель министра обороны, курировавший взаимосвязь военного ведомства с предприятиями оборонки, а ныне руководитель Федерального космического агентства, к которому тоже есть вопросы по срыву гособоронзаказа, Владимир Поповкин, да и сам Сергей Иванов, председатель Военно-промышленной комиссии, которой, как говорится, сам Бог велел контролировать и управлять всем тем, что происходит в отечественном ОПК...
И что? Кто из этих высших должностных лиц, лично ответственных за ситуацию в оборонной промышленности, понес ответственность за срыв гособоронзаказа? Ответа нет.
Нет, никто не призывает к безусловной реализации слов, произнесенных президентом России на совещании в Горках о том, что половина присутствовавших должна быть отправлена заниматься физическим трудом на свежем воздухе. Понятно, что Дмитрий Медведев, напомнив правительственным чиновникам об их личной ответственности, применил соответствующую моменту своеобразную фигуру речи. Но все же, все же┘
Тот же Сергей Иванов почти семь лет возглавлял Министерство обороны, не раз утверждал, что все реформы завершены и предстоит только развитие Вооруженных сил. Но пришел на его место другой человек, и оказалось, что ничего по-настоящему не сделано. Упущено время, за которое армия и флот не развивались, а продолжали деградировать. Вот и сейчас вице-премьер не первый год возглавляет Военно-промышленную комиссию, а результатов опять нет – президент говорит об очередном срыве гособоронзаказа. Но снимают при этом только директоров предприятий, генеральных конструкторов, генералов и адмиралов. Некоторые из которых, как выяснилось, были уволены еще до грозных распоряжений Дмитрия Медведева.
А львиная доля контрактов на производство вооружений между Минобороны и оборонной промышленностью на нынешний год, как сообщил об этом на днях в своем выступлении в Государственной Думе премьер-министр Владимир Путин, все еще не заключена. И отвечать за это, по-видимому, будут опять крайние.