Игорь Юргенс ждет от Медведева решения идти на второй срок.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Институт современного развития (ИнСоР) вчера открыл серию широких встреч-обсуждений своего нашумевшего доклада «Обретение будущего. Стратегия-2012». Встречи пройдут под названием «Диалоги». Руководители ИнСоРа не скрывают, что их экспертное заключение может стать предвыборной программой президента Медведева. В институте современного развития заявили о необходимости консолидации всех слоев общества вокруг этого документа. Для чего перво-наперво решили помириться с теми, кто высказался против «Обретения будущего».
«Мы проводим свое заседание в исторический день», – начал «Диалоги» председатель правления ИнСоРа Игорь Юргенс. Историчность, по его мнению, заключалась в пресс-конференции Дмитрия Медведева.
Глава института, по-видимому, намекал на слухи о том, что президент объявит о своем выдвижении на второй срок. После «Обретения будущего» подготовка больших экспертных заключений потеряла смысл, объявил глава ИнСоРа: «Мы знаем, кто виноват. Мы знаем, что делать. А как это делать – мы не знаем».
Член правления института Евгений Гонтмахер согласился с коллегой. Причину проблемы эксперт видит в том, что общество оказалось неготовым к разделению на политические страты – либералов, социал-демократов и прочих. Для начала, по мнению Гонтмахера, нужна широкая консолидация по вопросам стратегии. Эта мысль стала лейтмотивом заседания. Стратегия же в изложении ИнСоРа такова – модернизация, объявленная президентом Медведевым, не имеет альтернативы. «Речь идет о будущем, либо мы просто потеряем страну», – резюмировал Гонтмахер.
Не все приглашенные, впрочем, согласились с предложением консолидироваться. «Объединяться с теми, кто считает, что земля плоская, не нужно», – возразил Гонтмахеру директор Института мировой экономики РАН Александр Дынкин.
Президент Ассоциации независимых центров экономического анализа Александр Аузан также образно оценил ситуацию: «Когда в корабле дыра, никто не спорит, куда плыть. Все бросаются затыкать дыру». Он отметил, что ИнСоР и эксперты правительственной группы «Стратегия-2020» достигли широкого консенсуса: «И вовсе не потому, что ситуация в стране благополучная. Как раз наоборот».
После выступления Аузана Игорь Юргенс неожиданно бросил реплику. Мол, президентская комиссия по модернизации, куда входит Аузан, имеет славу теневого правительства Дмитрия Медведева. «Желаю вам стать вице-премьером этого теневого правительства, – обратился он к коллеге, – а затем и вице-премьером федерального правительства». «Я анархист, – отшутился Аузан, – не занимаю правительственных постов».
О президенте Медведеве и его будущем в ИнСоРе не говорили прямо, но выражали поддержку инициативам главы государства и сочувствовали его положению в тандеме. «Я считаю, что с 2008 года президент стал сильнее», – признался Аузан.
Собравшихся нисколько не смутило, что глава государства на пресс-конференции не прояснил проблему-2012. Впрочем, в ИнСоРе (попечительский совет института, напомним, возглавляет Медведев) и без этого уверены, кто в тандеме будет президентом. «Из языка жестов Медведева я понял, что он в ближайшее время, но в другом формате заявит, что выдвигается на второй срок», – сказал в кулуарах Игорь Юргенс.
Выполняя намерения по консолидации рядов, ИнСоР решил помириться со своими оппонентами – в частности, с Федерацией независимых профсоюзов. Напомним, в апреле лидеры ФНПР подали заявление в прокуратуру, обвинив ИнСоР в разжигании социальной ненависти. Профсоюзам не понравилась фраза в докладе института о «низших классах». Глава ИнСоРа был настроен более чем благодушно. «Не нравится фраза «низшие классы» – заменим», – пообещал он представителям профсоюзов. «У нас нет никакой вражды с ФНПР, мы братья», – говорил он с улыбкой.
Еще одним шагом к консолидации стало соглашение о сотрудничестве ИнСоРа с правительственным фондом «Центр стратегических разработок» (ЦСР). Игорь Юргенс и президент ЦСР Михаил Дмитриев тут же на заседании подписали договор. «Мы объединяем усилия в разработке перед парламентскими выборами неких текстов», – туманно прокомментировал соглашение Юргенс. Причины тоже остались непонятны: главы обеих структур признали, что и так давно и тесно друг с другом сотрудничают. Теперь же вместе будут заниматься внутриполитическими делами, выборами, партиями и эволюцией политической модели. «Эти вопросы нас интересуют», – заявил Юргенс.