Британская газета The Financial Times (FT) со ссылкой на Министерство энергетики США опубликовала сообщение, что США впервые за 20 лет стали чистыми экспортерами топлива. Согласно FT, в феврале текущего года экспорт нефтепродуктов за вычетом импорта, то есть чистый экспорт, составил 54 тыс. баррелей в сутки. Подобная тенденция отслеживается уже с ноября 2010 года. В целом же экспорт готовых нефтепродуктов в США увеличился в первом квартале 2011 года на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 2,5 млн. баррелей в сутки. Импорт в то же время сократился на 14% – до 2,2 млн. баррелей в сутки.
Не столь давно считалось: тот, кто владеет ресурсами, и определяет судьбы мира. В известной степени подобный подход существует и сейчас. Не случайно, все мировые и локальные войны как прошлого, так и наших дней в той или иной степени связаны с борьбой за обладание ресурсами: топливными, продовольственными и различными видами сырья. Пусть даже внешне эти войны прикрывались идеологическими или политическими соображениями – в их основе всегда лежала борьба за обладание ресурсами.
Надо сказать, что Америку к числу сырьевых держав никогда не относили и экспансия американского капитала (да и вооруженных сил) во многом определялась потребностями развития ее экономики в условиях сырьевого дефицита. Поэтому переориентация США с чистого импорта нефти и нефтепродуктов на их экспорт привлекает внимание аналитиков. Это явление связано с рядом факторов.
Прежде всего в нынешней тенденции сказываются последствия мирового финансового кризиса. Как отмечается в недавно опубликованном фундаментальном труде российского Института энергетической стратегии (ИЭС), кризисные явления в мировой экономике способны сказаться на рынке нефти как со стороны спроса, так и со стороны предложения. А отзвук нынешнего экономического спада будет чувствоваться в перспективе до 2015 года.
Понятно, что кризис отразился по-разному на потреблении топлива в разных странах. Наибольшее снижение прогнозов потребления, согласно экспертам ИЭС, должно прийтись на страны ОЭСР: от 7–8%, по оценкам Министерства энергетики США. Сокращению будет способствовать (и уже способствует) американская программа по ужесточению стандартов топливной эффективности новых автомобилей, а также более жесткое регулирование выбросов углекислого газа в атмосферу новыми автомашинами в ЕС.
К этому стоит добавить и насыщение потребительского спроса на автомобили в США и в Европе. Не случайно, что ОПЕК еще летом 2009 года спрогнозировала сокращение потребления нефтепродуктов транспортным сектором стран ОЭСР до 2030 года. В США, например, потребление нефти сейчас на 2 млн. баррелей меньше, чем до начала спада. А максимальный пик потребления нефти американцы, согласно FT, прошли еще в конце 2005 года.
Однако иначе ситуация выглядит в странах БРИКС и в развивающихся государствах, включая страны Восточной Европы и постсоветского пространства. В результате увеличения использования личного автотранспорта и относительно быстрого экономического роста потребление топлива в перечисленных развивающихся регионах будет увеличиваться.
С другой стороны, именно в США получили бурное развитие новые технологии добычи углеводородов из нефтяных песков и сланцев. Кроме того, происходит замещение углеводородов биотопливом, которое добывается не только из таких пищевых продуктов сельского хозяйства, как кукуруза, рапс и подсолнечник, но и из древесины и водорослей. Поэтому сегодня и можно говорить об относительном избытке нефти, а следовательно, и нефтепродуктов на американском рынке.
Эти избытки США направляют в близлежащие страны Латинской Америки. Ряд аналитиков прогнозируют начало поставок и американского сланцевого газа на европейский рынок, если цены на газ будут оставаться привязанными к нефтяным ценам и соответственно будут расти, а это уже повлечет за собой кардинальное изменение соотношения сил на мировом рынке углеводородов. Слабый доллар тоже способствует экспортной экспансии США.
В связи со складывающейся ситуацией на мировом топливном рынке нелишне привести слова крупного американского государственного деятеля Збигнева Бжезинского, опубликованные в его книге «Великая шахматная доска». Он пишет, что преимущество Америки в передовых секторах сегодняшней экономики свидетельствует о том, что ее технологическое господство, по-видимому, не так легко будет преодолеть в ближайшем будущем. Особенно с учетом того, что в имеющих решающее значение областях экономики американцы сохраняют и даже увеличивают свое преимущество по производительности.
Надолго ли США смогут сохранить свои позиции мирового топливного экспортера, трудно сказать. Многое будет зависеть от состояния мировой конъюнктуры и экономики самих Соединенных Штатов. Сегодня сложились уникальные условия, когда при падении спроса на углеводороды, во всяком случае – в промышленно-развитых странах мира, до определенного предела продолжается рост цен на них. Это позволяет пока рентабельно использовать дорогие технологии для их добычи. Но сам факт выхода США на внешний рынок в новом качестве заслуживает внимания и глубокого анализа.