Одна из крупнейших ядерных аварий в истории человечества не пройдет без долгосрочных последствий для мировой атомной энергетики. По данным опросов, очевидно, что накапливаемый десятилетиями положительный пиар-эффект от разъяснения общественности преимуществ атомной энергетики заметно потускнел на фоне кадров аварии на АЭС «Фукусима-1». В мире высокоскоростных коммуникаций новости о «Фукусиме» за сравнимый промежуток времени гораздо сильнее повлияли на фондовый рынок, цены на уран, программы строительства новых и продления сроков эксплуатации действующих энергоблоков, чем авария на Чернобыльской АЭС.
По миру прокатилась волна заявлений правительств о приостановке программ развития ядерной энергетики и пересмотре стандартов безопасности АЭС. В первые недели после аварии они были во многом обусловлены реакцией общественного мнения на угрозу ядерной аварии. Впоследствии предстоит серьезная работа надзорных органов по анализу возникших проблем и включению в систему обеспечения ядерной безопасности новых факторов и рисков. Список запроектных рисков атомной энергетики, куда уже входят такие события, как падение пассажирского самолета, пополнится, и это приведет к еще большему удорожанию стоимости новых АЭС. Можно предполагать, что возрождение глобального спроса на атомную энергетику, получившее название «ядерный ренессанс», претерпит существенные изменения.
До того момента как обострилось внимание к вопросам безопасности АЭС, главными сдерживающими факторами «ядерного ренессанса» являлись высокие капитальные затраты сооружения новых АЭС, риски финансирования проектов, неготовность отрасли к масштабному строительству и затягивание сроков сооружения новых энергоблоков, обращение с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами. В разных странах эти вопросы решались с переменным успехом. Серьезный удар по позициям «ядерного ренессанса» нанесли финансовый кризис 2008–2009 годов и снижение цен на энергоносители. В этом смысле АЭС «Фукусима-1» может стать решаюшим фактором, который приведет к замедлению развития атомной энергетики.
Тем не менее атомная энергетика является уникальным видом генерации, отказаться от которого невозможно. По своим характеристикам: обеспечение базовой нагрузки наиболее экологически чистым способом; низкая доля переменных затрат в стоимости электроэнергии; влияние на энергетическую безопасность государства – атомной энергетике пока нет альтернативы. Структура мировой электроэнергетики, основанная преимущественно на сжигании органических энергоносителей, неизбежно изменится в этом столетии, а способность возобновляемых и других альтернативных источников заместить традиционную генерацию весьма ограничена. Ядерные технологии являются передовым краем науки, изначально имеют оборонную направленность и обладают потенциалом в различных областях: от сельского хозяйства и опреснения воды до освоения космоса и производства водорода в промышленных масштабах, а также в сфере медицины. Что может прийти на смену «ядерному ренессансу»? Хочется надеяться, что это будут последовательные, взвешенные и разумные процессы: осознание непреходящего значения атомной энергетики и смежных отраслей в современном мире, понимание всех аспектов ядерной безопасности и углубленная оценка современных реакторных технологий, выбор приемлемых решений по повышению ядерной безопасности, развитие отрасли на новой технологической платформе. Необходимо сконцентрироваться на решении глобальных проблем развития в новых условиях:
– создать новую систему международной ядерной безопасности, в которой функции МАГАТЭ будут значительно усилены;
– разработать эффективные международные механизмы, позволяющие обеспечить участие большинства стран в новой наднациональной системе ядерной безопасности;
– провести стресс-тестирование всех современных ядерных энергоблоков на соответствие новым нормам безопасности;
– развивать инфраструктуру международной безопасности по примеру создания Международного центра по обогащению урана в РФ, которая будет способна оперативно реагировать на возникновение запроектных аварий;
– создать систему международной аттестации специалистов по ядерной безопасности, обязательной для стран, являющихся чистыми импортерами ядерных технологий.
Очевидно, что для решения подобных проблем мировому сообществу потребуется приложить значительные усилия, которые должны измеряться не только с позиции экономической привлекательности. Судя по первой реакции ряда энергокомпаний, финансирование ядерных проектов значительно осложнилось. Возможно, в будущем в странах, выбравших децентрализованную модель развития атомной энергетики (США и Великобритания), желание продолжать развитие атомной энергетики будет означать гораздо более сильное государственное участие (по примеру Франции, РФ и КНР).
При взвешенном и системном подходе мирового сообщества к событиям, произошедшим на АЭС «Фукусима-1», мы имеем все шансы извлечь необходимые уроки из периода «ядерного ренессанса», миновать период «мракобесия» и вступить в эпоху «ядерного просвещения».