Идея декларирования расходов весьма популярна в обществе – но не в среде чиновников и представителей партии власти. В полемике с разработчиками соответствующего закона используются заведомо ложные правовые доводы. Наиболее распространенным является утверждение о том, что декларирование расходов чиновниками нарушает презумпцию невиновности, гарантированную Конституцией.
На самом деле декларирование чиновниками расходов прямо предусмотрено основополагающей Конвенцией ООН против коррупции от 31 октября 2003 года. В ст. 8 документа закрепляется право государств-подписантов «устанавливать меры и системы, обязывающие публичных должностных лиц представлять соответствующим органам декларации среди прочего о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникать коллизия интересов в отношении их функций в качестве публичных должностных лиц».
Во всех странах, которые ратифицировали ст. 20 Конвенции, так же как и в России, провозглашена презумпция невиновности. Но там никто не сомневается, что эта презумпция в отношении чиновников имеет определенные ограничения. Наши оппоненты внушают обществу, что будет нарушена «презумпция невиновности чиновников». Наиболее рьяные, запугивая граждан, начинают сравнивать разумный контроль за чиновниками с репрессиями 1937 года.
Напомним, Конвенция ООН против коррупции была ратифицирована Думой в феврале 2006 года. Но в отношении положений ст. 20 была фактически сделана оговорка о неприменении. Сегодня она превратилась в блокировку. Надо сказать, что законопроект об ее отмене имеется, его подали коммунисты. Но комитет по безопасности, в котором подавляющее большинство – единороссы, не рассматривает вопрос, ссылаясь на отсутствие заключения правительства. Которое его просто не дает. На прямой вопрос: «Когда наконец появится заключение?» – полпред правительства в Думе ответил: «Мы ратифицируем наше присоединение к Европейской конвенции. Со стороны правительства нет никаких задержек. Более того, есть поручение как бы ускорить. Мы должны были до конца апреля рассмотреть этот вопрос и соответственно вынесли на рассмотрение конвенцию┘» Полная бессмыслица, если учесть, что упоминаемой полпредом конвенции вообще в природе не существует.
Наши оппоненты ссылаются на опыт прошлого. Мол, еще в 1999 году принимался Закон «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемых физическими лицами доходов». Но вот, мол, общество его не восприняло – пришлось отменить┘ Надо отметить, что ст. 20 вопрос о Конвенции ООН не исчерпывается. Ведь она задает магистральные направления в борьбе с коррупцией в современных правовых государствах. Ее нормы предполагают полноценный институт конфискации; не позволяют государствам уклоняться от принятия необходимых мер со ссылкой на необходимость сохранения банковской тайны; устанавливают общее правило, в соответствии с которым активы, полученные преступным путем и незаконно вывезенные за границу, должны возвращаться в страну происхождения, и т.д. Подчеркнем, что государства-участники обязываются создать специализированные органы по борьбе с коррупцией, обеспечив их необходимыми ресурсами. Сегодня в России государственные и муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Но их достоверность не вправе проверять даже налоговики. Эту функцию возложили┘ на непосредственных начальников лиц, представляющих эти сведения, причем процедура проверок не установлена. Обществу остается лишь восторгаться доходными успехами высоких должностных лиц и их родственников. Складывается такое впечатление, что некая невидимая сила делает все, чтобы не допустить принятия отработанной международной модели в борьбе с коррупцией. Неудивительно, что за последнее десятилетие Россия в мировом рейтинге коррупции позорно улетела примерно на 40 мест, оказавшись 154-й.
Есть смысл остановиться и на поручении премьера своему заместителю Вячеславу Володину разработать механизм введения декларации о расходах. Безусловно, позиция национального лидера очень важна. Но это еще не гарантирует успеха: на нижестоящем уровне все может быть заблокировано путем умышленной волокиты.
Что мы имеем на сегодняшний день? Информагентства утверждают, что для реализации поручения премьера Володиным создана рабочая группа. В общем, планов громадье, еще годков на пять┘ Да и зачем эта группа? Что мешает незамедлительно легализовать в России ст. 20 Конвенции ООН, отменив оговорку-блокировку? Это давно можно было сделать, обсудив и проголосовав вопрос первоначально в комитете по безопасности, а потом и на пленарном заседании Думы. Затем поручить профильным комитетам в четко установленные сроки представить проекты законов о внесении соответствующих изменений в действующее законодательство. Очевидно, что по этому пути не желает идти «Единая Россия», имеющая контрольный пакет при голосовании в Думе.
При этом общество фактически отсекают от получения информации. Гласная процедура думских обсуждений, где невозможно запретить присутствие прессы, все-таки несопоставима с полузакрытой деятельностью рабочих групп при правительстве, освещаемых пресловутыми пулами отобранных журналистов. Делается все, чтобы изъять из эпицентра общественного обсуждения вопрос о причинах отказа от использования международного опыта и норм в борьбе с коррупцией.