«Кресты» нуждаются не в микроблогах, а в макроремонте.
Фото РИА Новости
Следственный изолятор «Кресты» стал пионером среди учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) в деле освоения современных интернет-сервисов. На популярном среди чиновников Твиттере появилась собственная страничка СИЗО, на которой администрация изолятора и некоторые заключенные смогут оставлять короткие сообщения. Впрочем, далеко не все арестанты считают, что Твиттер – именно то, чего не хватало пенитенциарной системе.
Страничка «Крестов» в Твиттере оформлена незатейливо – на фоне фотографии красных кирпичных бараков размещена лента коротких сообщений. Пока их всего несколько, причем в них дублируются новости с официального сайта СИЗО. «1 апреля 2011 года в СПб институте повышения квалификации работников ФСИН приняли присягу восемь сотрудников нашего учреждения», – гласит одно из сообщений. «Команда ИЗ-47/1 Кресты заняла первое место по гиревому спорту среди учреждений УФСИН по Спб и ЛО», – говорится в другой записи. Однако, несмотря на скудность и вторичность информации, за один день работы у микроблога «Крестов» появилось более 500 последователей, то есть пользователей, которые будут получать сообщения из СИЗО в режиме онлайн.
Как пояснили «НГ» в пресс-службе УФСИН России по Петербургу и Ленобласти, идти в ногу с прогрессом решил начальник управления генерал-майор внутренней службы Игорь Потапенко. По его поручению поддержкой микроблога будут заниматься штатные сотрудники УФСИН, которые сейчас отвечают за представительство управления во Всемирной паутине. Не исключено, что в будущем оставлять свои сообщения в Твиттере «Крестов» смогут и некоторые заключенные, если это разрешат суд или следственные органы.
«Я бы написал в Твиттере, например, о содержании в транзитной камере, в которой вместо положенных 12 человек находились 26 арестантов, – рассказал «НГ» лидер петербургского «Яблока» Максим Резник, просидевший в следственном изоляторе около месяца. – Подозреваемым приходилось не то что спать, а просто сидеть на нарах по очереди. Написал бы про бурду, которой кормят арестантов. Иногда единственным съедобным блюдом из всего меню оказывался хлеб. Наконец, можно было бы поведать о коррупции в системе, благодаря которой любой заключенный может за деньги получить все что угодно – от мобильного телефона до наркотиков. Написать-то можно много, но кто бы мне дал это сделать?». По мнению Максима Резника, службе исполнения наказаний следовало бы заниматься улучшением условий содержания подследственных, а не Твиттером.
По свидетельствам людей, побывавших в «Крестах», арестанты и без возможности писать в официальный микроблог имеют связи с внешним миром. И если раньше заключенные под стражу кидали в окна записки родственникам, то теперь они кидают СМС-сообщения, благо мобильные телефоны есть практически у всех. Их изымают во время «шмонов», но через некоторое время арестанты обзаводятся новыми.
При этом увлечение телекоммуникационными технологиями иногда заканчивается печально – в 2006 году в «Крестах» был избит до смерти арестант, который, по имеющейся информации, собирался рассказать о действующей в СИЗО организации телефонных мошенников. До сих пор петербуржцы получают звонки от «родственников», якобы попавших в беду, которым срочно нужны деньги. Многие из этих звонков, судя по всему, исходят из камер «Крестов».
Примечательно, что появление микроблога «Крестов» совпало по времени с объявлением об очередном переносе сроков строительства комплекса «Кресты-2». Этот крупнейший в Европе следственный изолятор планировалось построить в пригороде Петербурга к 2013 году. Однако на днях заместитель директора ФСИН Алексей Величко заявил, что переезд «Крестов» в новый комплекс состоится в лучшем случае через три-четыре года, а при определенном стечении обстоятельств может отложиться до 2020 года. При этом финансирование на строительство выделяется – в 2011 году подрядчик получит около 1,3 млрд. руб.
Санкт-Петербург