Игоря Юргенса забавляет термин «консервативная модернизация».
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Единороссы снова вступили в заочную полемику с либералами из президентского Института современного развития (ИнСоР). Вчера на заседании своего государственно-патриотического клуба они обсудили не только заявленную тему образования, но и консервативную модернизацию – как антитезу инсоровским идеям. Глава института Игорь Юргенс видит в идее оппонентов политический заказ.
Региональные единороссы на заседании в лучших советских традициях рапортовали об успехах и благодарили ЕР за «каждую вложенную копейку». А вот партфукционерам не понравилось, что регионалы называют модернизацию образования партийным проектом. Член бюро высшего совета ЕР Олег Морозов возмутился: «Чудовищно увязывать проект модернизации образования с выборами. Никакая партийная идеология не может так строиться». Отчитав соратников, Морозов извинился и отбыл.
Министр образования и науки Андрей Фурсенко заметил: граждане сами не готовы к переменам – в обществе царит страх перед модернизацией при одновременном недовольстве нынешним уровнем жизни. Люди, посетовал министр, придерживаются идей, которые можно сформулировать следующим образом: «Не надо перемен» и «Остановите модернизацию».
Приглашенные на заседание клуба эксперты тоже бросили пару камней в огород либералов. Так, заместитель декана факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ по научной работе Леонид Поляков патетически воскликнул во время выступления: «Ни в каком «Сколково» не купишь мозги и души!» После чего обвинил авторов доклада ИнСоРа в том, что они «раскололи понятие консервативной модернизации». Поляков уверен, что нельзя ставить вопрос ребром – или консерватизм, или модернизация: «Доклад наносит идеологический и идейный ущерб электорату».
Заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Яровая поддержала Полякова, строго указав, что «духовность нельзя навязать и купить». Для Яровой нет ничего загадочного в понятии «консервативная модернизация»: «Это программа действий и реальных выполнимых обещаний». Попутно в своем выступлении Яровая напомнила «о политике государственной лжи», предшествовавшей приходу к власти Владимира Путина, и противопоставила ей позицию своего клуба.
Председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс считает термин «консервативная модернизация» оксюмороном: «Эти два понятия совершенно несовместимы. Или консерватизм – сохранение имеющегося, или модернизация – решительное изменение, развитие, совершенствование. Поэтому консервативной модернизации быть не может». Эксперт уверен – члены Патриотического клуба имеют в виду другое: «Они просто считают, что ни в коем случае не надо трогать политику, – а все остальное мы, мол, решим технологическими методами, с помощью технологических инноваций... Все эти предложения мы слышим уже довольно давно и желаем им самого хорошего на этом пути».
Между тем, отмечает эксперт, «даже проведение законов, необходимых для модернизации, начиная с создания технопарков и заканчивая особыми налоговыми режимами для прорывных отраслей промышленности, нуждается в политическом обновлении существующих ветвей власти». К примеру, указывает собеседник «НГ», если требуется менять режимы ввоза-вывоза оборудования – то приходится реформировать таможню: «А изменение таможни означает изменение законодательства, изменение бюджета. Проведение таких законов – это уже политическое изменение, которое никак не сопрягается с консерватизмом. Добавлю, политические перемены невозможны без изменения парламента». Технологические прорывы ради модернизации, подчеркивает Юргенс, невозможны без политических изменений: «Соответственно логически теория консервативной модернизации неверна. Мои оппоненты и сами это знают, но они просто находятся под политическим давлением и действуют в соответствии с указаниями. Там есть умные люди, которые не могут этого не понимать, но им нельзя в этом сознаться».