Минтимер Шаймиев призывает партию власти обрести новое лицо.
Фото PhotoXPress.ru
Вчера первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, занимающий должность госсоветника республики, призвал «Единую Россию» готовиться к борьбе в условиях многопартийности. Уходя из высшего совета ЕР, Шаймиев порекомендовал однопартийцам критически оценить свою деятельность, если они хотят побеждать на выборах. Эксперты «НГ» видят в заявлениях бывшего руководителя региона проявление неуверенности партии власти в результатах парламентских выборов-2011. При этом они отмечают закономерность перехода страны к новым формам парламентаризма.
«Нам до сих пор не удалось обрести свое лицо – лицо полноценной партии... Партия не должна бояться критики в свой адрес, если она стремится и дальше побеждать на выборах», – заявил вчера Шаймиев.
Он призвал партию к открытости: «Именно этим нужно сейчас очень серьезно заняться, так как мы не первый созыв побеждаем на выборах, но впервые в нашей новой истории проходим тернистый путь становления многопартийности. В этих условиях с «Единой России», как с партии парламентского большинства, особый спрос».
Экс-президент Татарстана уверен, что становление многопартийности в стране зависит от того, насколько обрела свое лицо и стала полноценной правящая партия после победы на выборах. «Единая Россия» не должна быть инструментом, зависящим от чьей-то воли, она должна последовательно реализовать программные цели победившей партии через институты сформированной ею власти. Это свидетельство демократичности общества», – подчеркнул Шаймиев. Он напомнил, что всегда видел «Единую Россию» в перспективе правоцентристской партией: «Партия, которая ответственна за реформы в условиях становления нового общественного строя, не может оставаться строго центристской по определению. Безусловно, реформы проводить тяжело в силу их непопулярности по времени, но это наша миссия. Нам необходимо суметь овладевать умами нашего всецело образованного народа».
Политик отметил неслучайность горячего обсуждения идеи трансформации «Правого дела», поскольку «есть реальная потребность в такой конструктивной партии».
Первый президент Татарстана готовит партию к неприятным сюрпризам на выборах: ЕР, на его взгляд, должна учесть критическое отношение немалой части населения к своей деятельности: «У думского большинства на сегодня нет причин для самоуспокоения. Если «Единая Россия» найдет в себе силы и серьезно проанализирует свою деятельность, в том числе и свои недостатки, в преддверии предстоящих выборов разъяснит населению свои дальнейшие планы, то, я думаю, большинство в Госдуме нам будет обеспечено», – полагает госсоветник.
Далее Шаймиев, оценивая роль нынешнего лидера партии, по существу описывает необходимые, на его взгляд, изменения в государственном устройстве России: «Когда я говорю о лице партии, имею в виду и партийную принадлежность нашего лидера. В цивилизованном мире победившая на выборах партия со своим лидером становится ответственной за все. Лидер партии парламентского большинства становится главой государства или правительства с учетом традиции отдельных государств». Шаймиев сетует, что в России пока нет конституционного оформления такой системы: «Но, с моей точки зрения, в той или иной форме оно должно быть. Я уверен, что мы к этой системе придем».
Оставаясь членом партии, Шаймиев подчеркивает, что ему есть чем заняться после ухода с постов сопредседателя ЕР и члена высшего совета: «Я возглавляю попечительский совет республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры. Эта работа меня полностью поглотила, а деятельность на посту сопредседателя партии и члена высшего совета «Единой России» требует немалой отдачи и времени. По натуре, будучи человеком ответственным, не могу позволить себе, занимая высокое положение, оставаться пассивным участником в делах нашей партии».
Глава президентского Института современного развития Игорь Юргенс не видит трагедии для ЕР в будущем многопартийном характере состава Государственной Думы: «Мы научились работать в сложных институтах. Нулевое чтение, безусловно, удобнее, но тогда ни социального, ни политического мира не ждите». Эксперт сравнивает нынешнее положение партии власти с ситуацией 90-х, когда многопартийность нижней палаты создавала реальные трудности для реформ: «90-е годы – и хороший пример, и плохой. Мы не умели работать в сложных системах, коммунисты ветировали любой либеральный закон. Сегодня ситуация совершенно другая. Мы знаем, что такое коалиции, мы знаем, как руководить. Разве Обаме было легко провести свой закон по национальному здравоохранению? Надо работать – вот и все. Кстати, сейчас колесики внутренней политики крутятся чуть побыстрее».
Руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков считает заявление Шаймиева «нормальным и даже своевременным»: «Шаймиев стимулирует дискуссию в партии о новой роли ЕР. Он тонко чувствует политическую конъюнктуру. Которая требует вовлечения в эту дискуссию новых лиц и идей».
Заявления Шаймиева не случайны, уверен член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров: «Раньше губернаторский ресурс давал ЕР прирост голосов, которого ей не видать сегодня. В том числе и поэтому партия никак не может рассчитывать на конституционное большинство в следующей Думе. Путинский ресурс немного сбавил по сравнению с прошлыми выборами, административный – как использовался на полную катушку, так и используется сегодня. Но если принципиально ничего не менять, не увеличивать количества фальсификаций, то здесь достигнут потолок».
Отсутствие публичной политики в стране, замечает собеседник «НГ», когда нет ярких, сильных фигур, «кроме странным образом выглядящих спортсменов, способных привлечь избирателей», пагубно отражается на популярности партии власти. У «Единой России» возникнет потребность в коалиции, указывает Петров: «Ей надо будет находить себе младшего партнера, и отсюда возникает идея правого проекта».
Эта идея кажется эксперту многоходовой и многоуровневой: «Если будет создана сильная правая партия, она будет условно раскручена до 10% голосов, даст власти вместе со старшим партнером – ЕР контрольный пакет в Госдуме, поможет провести через Думу и реализовать все реформы, которые нельзя откладывать. Это и пенсионная, и целый ряд других либеральных и болезненных реформ. А потом на правых повесят всех собак, и она таким образом себя исчерпает. Это будет правый проект разового использования».