Вопрос спонсоров фильма о Михаиле Ходорковском так и не прояснился.
Фото Reuters
Скандальный фильм о Михаиле Ходорковском «Труб(п)ы» выложил вчера в Интернет тележурналист Андрей Караулов. За правообладание пленкой борются американская, немецкая и английская компании, и на днях автор решит, кому из них отдать права, об этом сообщил «НГ» Караулов. Он утверждает, что снимал фильм по собственной инициативе и на свои средства. Однако эксперты «НГ» считают пленку политическим заказом.
Название фильма – «Труб(п)ы» – говорит само за себя. Еще больше поражает первая фраза: «В этом фильме все правда». В киноленте есть прямая речь народной артистки России Светланы Враговой, по ее словам, пострадавшей от руководства ЮКОСа. В ленте содержатся «разоблачающие» Михаила Ходорковского спичи друзей и коллег Караулова – политика Рамазана Абдулатипова, журналистов Олега Попцова и Марка Дейча. В фильме подробно, с трагическими интонациями, в сопровождении траурных мелодий рассказывается о расселении жильцов дома, который находился рядом с банком Ходорковского «МЕНАТЕП». Разумеется, в нужный момент автор картины патетически напоминает об убийстве мэра Нефтеюганска Владимира Петухова, которое тоже приписывается Ходорковскому.
В беседе с «НГ» Андрей Караулов отрицал политический подтекст и заказной характер своего произведения и пытался уверить корреспондента, что создание этого необычного кино – его личная инициатива. Отвечая на вопрос корреспондента о том, почему фильм решили показать именно сейчас, тележурналист пояснил, что «с 2003 года передача «Момент истины» на ТВ Центре ведет расследование уголовных преступлений Ходорковского и фильм был создан на основе сюжетов корреспондентов передачи». Собеседник «НГ» отметил, что отправлял не один запрос в правоохранительные органы по поводу преступной деятельности Ходорковского, но официальных ответов не получил.
Тележурналист упорно отрицает взаимосвязь возможного третьего дела экс-главы ЮКОСа и появления своего фильма. Примечательно, что в начале разговора создатель скандальной пленки уверял корреспондента «НГ» – вопрос о спонсорах прояснится, «когда вы посмотрите фильм». В картине, однако, ответ этот не прозвучал, и тогда корреспондент снова позвонила Караулову. Тот ответил: «Какие спонсоры? Вы что? Это ничего не стоит. Мы собрали в кучу наши старые сюжеты, а все мои друзья, которые выступили в работе, снимались бесплатно».
Создатель «Труб(п)ов» отметил, что сюжеты были собраны в один большой документальный фильм за два дня, а монтаж занял 25 минут. Заметим, что по времени выход скандальной пленки совпал с обращением творческой интеллигенции к Amnesty International с просьбой придать Ходорковскому статус узника совести. Караулов сказал «НГ», что это совпадение – случайное.
Вадим Клювгант, адвокат Михаила Ходорковского, назвал фильм свидетельством «профессиональной импотенции автора» и «доказательством профессиональной непригодности и нерукопожатности создателя пленки». Собеседник «НГ» отметил некоторую странность ситуации со спонсорами фильма: «В анонсах своей ленты господин Караулов что-то говорил про спонсоров и обещал раскрыть их имена в фильме, а на самом деле о спонсорах там ни слова».
Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов в беседе с «НГ» отметил, что «Караулов делает не фильмы, а пропагандистские передачи». Симонов рассказал, что он дважды в качестве члена Общественной коллегии по жалобам на прессу присутствовал на разборе передач Караулова: «Оба раза коллегия приняла очень необычные решения – она не может повлиять на эту ситуацию, потому что деятельность Караулова не является журналистикой». По мнению собеседника «НГ», «фильмы этого тележурналиста являются «художественно-пропагандистскими картинами заказного содержания».
Михаил Ходорковский на обвинения в заказных убийствах однажды ответил так: «В России не очень простая обстановка. Около 30 криминальных смертей на 100 тысяч населения ежегодно. Убийства мэров, депутатов, губернаторов, известных журналистов – не редкость. Легко прикинуть, сколько подобных криминальных событий произошло за годы моей работы вокруг компании ЮКОС, где только сотрудников – более 100 тысяч человек и которая была градообразующей для двух десятков городков. Ведь это те же города той же страны».