Международная правозащитная организация Amnesty International рассмотрит вопрос о признании Михаила Ходорковского и Платона Лебедева узниками совести. С письмом с просьбой придать экс-руководителям ЮКОСа этот статус в эту организацию обратились представители российской творческой элиты. Кроме того, «НГ» стало известно, почему после первого процесса над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым, Amnesty International отказалась признать их узниками совести.
Вчера в московском отделении Amnesty International «НГ» сообщили, что коллективное письмо 45 представителей российской творческой элиты, в котором они просят признать экс-руководителей ЮКОСа узниками совести, рассмотрит международный секретариат правозащитной организации.
Как рассказал «НГ» один из авторов письма, глава Фонда защиты гласности Алексей Симонов, идея письма возникла в творческом объединении писателей и журналистов Санкт-Петербурга – «ПЕН-клуб». Там же появились первые подписанты. В Москве Симонов стал координатором этого обращения. Он в беседе с «НГ» отметил, что у него возникли некоторые сложности в общении с Amnesty International: «Я собирался приехать в Лондон и вручить письмо в защиту Ходорковского лично, но у них там возникли какие-то проблемы, и, в общем, они нас не услышали, сославшись на то, что у них нет сейчас возможности меня принять».
Симонов объяснил «НГ», почему статус узника совести не был присвоен Amnesty International Ходорковскому после первого судебного процесса: «Я присутствовал в Лондоне на предварительном обсуждении вопроса о присвоении Ходорковскому этого статуса, и, как ни странно, главным аргументом против было ощущение руководства Amnesty International об экс-руководителе ЮКОСа как об очень богатом человеке, который при таком состоянии не может быть узником совести».
Однако в самой правозащитной организации объяснения насчет признания, а в данном случае – непризнания за Ходорковским статуса узника совести другие. Пресс-секретарь московского отделения Amnesty International Наталья Сергеева пояснила «НГ», что «этот статус был создан основателем Amnesty International еще при советской власти, когда многие законы были сами по себе нарушением прав и свобод граждан, но сейчас законодательство сильно изменилось». Узники совести, по словам собеседницы «НГ», – это «люди, попавшие в тюрьму за мирное использование своих прав, будь то права на политическую деятельность, свободу слова, свободу самовыражения и вероисповедания». Собеседница «НГ» отметила, что «раньше среди узников совести отдельной ветвью шли политические заключенные – те, которых сажают за решетку, но очень тянут с судом». Говоря о преимуществах этого статуса, собеседница «НГ» не смогла назвать каких-то конкретных благ: «Это вещь социальная, его присваивает Amnesty International, и можно рассматривать его как способ дополнительного давления на соответствующие государства, премьер-министра, президента». Вопрос корреспондента о том, сколько сейчас в России узников совести, поставил пресс-секретаря организации, присваивающей этот статус, в затруднительное положение: «Это замечательный вопрос, на который я вряд ли смогу ответить. Насколько мне известно, у нас нет узников совести в России».
Обращение российских деятелей культуры, науки и журналистов было в понедельник направлено в лондонскую штаб-квартиру Amnesty International через московское представительство этой правозащитной организации. Подписанты, в числе которых тележурналисты Владимир Познер и Леонид Парфенов, писатели Людмила Улицкая и Борис Акунин, актеры Олег Басилашвили и Кама Гинкас, телережиссер Эльдар Рязанов и другие, требуют признать Ходорковского и Лебедева узниками совести.
Как рассказал «НГ» один из подписантов письма, обозреватель «Новой газеты», лауреат премии «Золотое перо России» Борис Вишневский, ему предложили поставить свою подпись в питерском ПЕН-клубе, и он не раздумывая согласился. Кроме того, Вишневский отметил, что «если Amnesty International не признает узниками совести экс-руководителей ЮКОСАа, то можно будет говорить об абсолютной условности и дискредитации присваемого этой организацией статуса узника совести».
Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева в беседе с «НГ» отметила, что «в России много политических заключенных, но официального признания Amnesty International за ними этого статуса пока нет». Михаила Ходорковского правозащитница назвала «жертвой политических репрессий» и пояснила, что «это понятие отличается от понятия «узник совести».