Вопросы повышения эффективности национальной обороны вновь оказались в центре внимания руководства страны. На этой неделе президент Дмитрий Медведев примет участие в заседании коллегии Минобороны, на котором будут рассмотрены итоги строительства Вооруженных сил в 2010 году и перспективы их развития на период до 2020 года.
Как сообщил председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров: «С основным докладом на расширенной коллегии военного ведомства выступит министр обороны России Анатолий Сердюков, в нем будет дан развернутый анализ реформирования армии и флота». По словам сенатора, с докладами также выступят начальник Генерального штаба Вооруженных сил генерал армии Николай Макаров, первый заместитель министра обороны Владимир Поповкин и другие военачальники.
Заметим, что итоги военной реформы президент уже обсуждал с военачальниками осенью 2010 года на военном полигоне под Нижним Новгородом. И вот опять встреча с генералитетом почти по тому же вопросу. Эксперты утверждают, что никогда за всю постсоветскую историю глава государства не уделял столько времени проблемам развития армии и флота. Другой вопрос – почему именно сейчас глава государства активно занялся армейской тематикой?
Вряд ли это связано только с предвыборной кампанией. Или с озабоченностью военно-политического руководства положением с Гособоронзаказом и срывом плана поставок вооружений армии и флоту. Кремль, судя по всему, крайне озабочен ухудшением морального духа военнослужащих и ветеранов, которое выражается в росте ЧП в войсках и оппозиционных акций отставников. В разрезе проблем арабских революций, где армия сыграла решающую роль в падении режимов в Тунисе и Египте, а также ее роли в гражданской войне в Ливии, военно-политическое руководство России намерено, похоже, сделать Вооруженные силы своим союзником на долгие времена.
О том, что с моральным духом войск не все в порядке, говорит тот факт, что до сих пор не назначен руководитель Главка Минобороны по работе с личным составом. А центральный орган военного ведомства – газета «Красная звезда» в минувшую пятницу опубликовала анкеты для офицеров и солдат, матросов и сержантов, в которых приглашает их оценить некоторые аспекты воспитательной и информационно-пропагандистской работы, организуемой в войсках и на кораблях. За последние пять лет это делается впервые.
По информации сенатора Виктора Озерова, на коллегию Минобороны в полном составе приглашены члены возглавляемого им комитета по обороне и безопасности. Кроме сенаторов, в мероприятии будут участвовать депутаты комитета по обороне Госдумы, члены президиума Общественного совета при Минобороны, представители администрации президента и Совета безопасности.
Заметим, что в коллегии Минобороны, которая прошла осенью прошлого гада на Гороховецком полигоне и где были подведены промежуточные итоги придания Вооруженным силам нового облика, помимо президента участвовали только военачальники и помощник президента Александр Абрамов. Видимо, в Кремле сделали выводы из критики в СМИ, ветеранском движении и среди экспертного сообщества о том, что «военное ведомство пытается само себя реформировать». И теперь, в преддверии встречи президента с генералитетом, в начале марта была организована попытка неформального обсуждения шагов в области военного строительства. В Совете Федерации, а также в рамках комиссии Общественного совета (ОС) при Минобороны по вопросам военного строительства и научным исследованиям в сфере безопасности (комиссии по военному строительству ОС) были заслушаны доклады заместителей начальника Генштаба Валерия Герасимова и Игоря Шеремета. При этом, как сообщают информагентства, на мероприятии в ОС генерал-майор Игорь Шеремет, который является председателем Военно-научного комитета Вооруженных сил, признал некоторые издержки и ошибки, связанные с реформированием армии.
При этом генерал отметил: «Говорить, что военная реформа взялась ни с того ни с сего, неверно. Уже 10, 15, 20 лет назад была масса диссертаций, научно-исследовательских работ, где обосновывалось то, к чему мы сейчас пришли». Другое дело, полагает Шеремет, что эти научные изыскания не находили реализации. «Должна была сложиться критическая масса этих научных разработок и людей, которые воспримут необходимость реформы, посчитают ее разумным и своим делом. Так оно и получилось». Генерал Шеремет признал, что катализатором военной реформы стали локальные вооруженные конфликты как на территории России, так и вблизи ее границ.
Военачальник также признал, что Минобороны сделало ошибку, когда начало «огражданивать» военных ученых. По его словам, «весьма и весьма назревшая трансформация Российской армии должна быть поддержана очень глубокими исследованиями, которых от нас ждет командование и которые предусмотрены планом научной работы на 2011 год». «Сейчас работа по выполнению запланированных научно-исследовательских работ в полном разгаре», – сказал генерал.
Здесь возникает несколько вопросов. Обычно реформирование армии происходит после того, как военная наука определит основные угрозы военной безопасности и меры по их нейтрализации. Однако основные шаги по реформированию армии уже произошли, а военная наука, оказывается, только подтягивается к обоснованию таких действий. А вдруг получится так, что направления реформирования выбраны неправильно?