После встречи с правозащитниками Джо Байден пообщался с представителями политической оппозиции.
Фото Reuters
На второй день рабочего визита вице-президент США Джозеф Байден встретился с представителями неправительственных организаций России. Американский гость обсудил с активистами гражданского общества актуальные внутрироссийские проблемы. Темы разговоров были разными – от политики и экологии до религии и правозащитной деятельности. Джозеф Байден провел отдельную встречу с представителями политических партий и лидерами оппозиции.
Как отметили участники встречи, беседа с высокопоставленным политиком была оригинальной и по формату больше напоминала неофициальное светское мероприятие. На разговор с Байденом американские дипломаты пригласили правозащитников, представителей конфессий, экологов и членов Общественной палаты.
«Это была довольно необычная встреча, – рассказал корреспонденту «НГ» участник встречи правозащитник Лев Пономарев. – Байден сначала подошел к нам всем и сфотографировался. Перед этим он произнес несколько общих слов о том, что «перезагрузка» продолжается. Он заявил, для США важна прозрачность грядущих в России выборов. Последнее, по его словам, важно в связи с заявкой России на вступление в ВТО. После его вступительного слова участников по отдельности или парами стали подводить к нему. С каждым велась персональная беседа».
Разговоры с Байденом были очень короткими, поскольку встреча велась в порядке живой очереди. Впрочем, в качестве компенсации участникам дали право самим выбрать тему беседы с вице-президентом.
«Нас подвели вдвоем с главой правозащитного общества «Мемориал» Олегом Орловым, – рассказала «НГ» правозащитница Светлана Ганнушкина. – Мы сказали Джо Байдену, что у гражданского общества есть претензии к властям России и к властям Соединенных Штатов. Потому что нарушение прав человека в Америке служит оправданием для еще более грубых нарушений властей других стран. Вице-президент согласился, и мне показалось, что у него появилось чувство стыда».
«К Байдену нас подвели вдвоем с Людмилой Алексеевой, – рассказал правозащитник Лев Пономарев. Мы сказали, что многие проблемы в области прав человека будут сняты, если в России будут прозрачные выборы. Также мы говорили о свободе для средств массовой информации. Я пытался объяснить Байдену, что это очень простой технический вопрос, который решается простым звонком сверху. В ответ вице-президент произнес, что уже говорил об этом с президентом Медведевым».
Кроме правозащитников, Джо Байден беседовал с митрополитом Илларионом, председателем Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином и раввином Адольфом Шаевичем.
Не осталась в стороне и экологическая проблема. Вице-президент наградил защитницу Химкинского леса Евгению Чирикову женской премией Госдепартамента США «За мужество». Байден обещал передать детали разговора с Чириковой премьер-министру Владимиру Путину. «Он обещал поднять вопрос об альтернативных вариантах строительства трассы Москва–Петербург при разговоре с Путиным», – заявила Чирикова.
Завершив беседы с общественниками, Джозеф Байден отправился на встречу с Владимиром Путиным. После чего вице-президент провел беседу с представителями других политических партий и лидерами оппозиции. На разговор с вице-президентом были приглашены по одному представителю от эсэров, коммунистов, партий «Яблоко» и «Правое дело». Не пригласили только членов «Единой России». Причину организаторы встречи не назвали, но подразумевалось, что Байден встречался с Путиным в том числе и как с лидером ЕР.
Сопредседатели незарегистрированной «Партии народного согласия» Владимир Рыжков и Борис Немцов поведали Джо Байдену о буднях оппозиции. А также проинформировали американского гостя о необходимости ввести санкции против тех российских чиновников, которые нарушают права человека.
Присутствовавший на встрече член политсовета «Яблока» Григорий Явлинский пожаловался Байдену на отсутствие демократических процедур и заявил о необходимости смены политической системы в России. По мнению Явлинского, этот процесс «более глубокий и сложный, чем персональные перемены во власти» является задачей российского общества.