25 февраля «НГ» опубликовала статью «Предвыборная конфетка для военного электората». В этом материале сообщалось, что «основные шаги, связанные с реформированием армии, отныне будет осуществлять не само военное ведомство, а Совет безопасности (СБ), где главным куратором этой работы станет заместитель секретаря СБ, экс-начальник Генштаба Юрий Балуевский».
Материал, на мой взгляд, вовсе не был сенсационным. Только факты и их журналистская оценка. Тем не менее, как ни странно, эту публикацию процитировала в СМИ пресс-секретарь президента РФ Наталья Тимакова. Она заявила, что информация автора о том, что отныне кураторством военной реформы будет заниматься не Министерство обороны, а Совбез, – «это вранье». По утверждению Тимаковой, «в нашей стране за реформу Вооруженных сил отвечают два человека – Верховный главнокомандующий и министр обороны. Все остальные чиновники и должностные лица могут лишь ей содействовать».
И здесь пресс-секретарь президента, похоже, несколько погорячилась. Во-первых, именно Совбез должен разрабатывать основные направления военной реформы, в том числе реформы Вооруженных сил. Этот юридический факт отражен в Конституции страны (ст. 83), федеральных законах «О безопасности» (ст. 13–18) и «Об обороне» (ст. 4), Указе президента РФ от 5 февраля 2010 года № 146 «О Военной доктрине РФ» (ст. 2) и т.д.
Во-вторых, ни в одном из документов, на основе которых в России организована структура власти и функции государственных институтов, нет положения о том, что за разработку реформ в военной сфере отвечает министр обороны. И слава богу, как говорится. У нас же не Ливийская Джамахирия, а демократическое, современное государство. Значит, во всех проводимых реформах в стране должны участвовать все ветви власти и само общество, а не какие-то конкретные личности и чиновники. При этом ни одно ведомство не должно реформировать само себя. Это аксиома для любого цивилизованного государства.
Министр обороны, конечно, отвечает за проведение военной реформы в армии и на флоте. Он вправе по Закону «Об обороне» делать предложения, связанные с военным строительством. Но давать оценку этих предложений и намечать основные меры по их реализации должны Совбез и другие ветви власти. По закону «Совет безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений президента РФ по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества и т.п.».
Понятно, что записанное в Конституции и законах, к сожалению, не всегда выполняется. Но, как известно, Дмитрий Медведев – юрист по образованию и старается установить в стране власть закона, а не конкретных личностей. Именно Дмитрий Медведев накануне Нового года подписал новую редакцию Закона «О безопасности», в гл. 3 которой изложены статус, задачи и функции Совбеза РФ. В ст. 14 (подпункты 2 и 3) на этот орган возложены функции по формированию «государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией┘ прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации», а также закреплена функция координатора всей этой работы. То есть слова «выработка мер» являются не чем иным, как определением для Совбеза функций, связанных с реформами в сфере обороны, читай – военной реформы. Именно СБ, председательствует в котором президент, отвечает за все преобразования, происходящие в сфере обороны. Этой конкретной функцией, правда, Совбез обладает совсем недолго, всего два месяца. И сейчас, естественно, в государстве идет перезагрузка механизма, связанного с выработкой алгоритма действий ветвей власти в военной сфере.
К сожалению, за все постсоветское время основные идеи по преобразованию армии и флота выдвигало само военное ведомство, и оно же их реализовывало. К чему это приводило – многие помнят. В конце 90-х – начале 2000-х годов по инициативе тогдашнего министра обороны Игоря Сергеева за счет сил ракетно-космической обороны и военно-космических сил сначала укрупнили Ракетные войска стратегического назначения, а затем разделили их на два самостоятельных рода войск – РВСН и Космические войска. В 1998 году упразднили главкомат Сухопутных войск. А спустя три года вновь восстановили его. Официально эти реформы признали ошибочными, но никто ответственности за это не понес. В 2004–2007 годах по инициативе тогдашнего министра обороны Сергея Иванова была разработана и реализована федеральная целевая программа (ФЦП) по переводу войск на профессиональную основу. Были сформированы части и соединения, полностью состоящие из контрактников. В 2009 году эта ФЦП была признана ошибочной. И теперь действует ФЦП по комплектованию профессионалами только остродефицитных специальностей и сержантских должностей. В 2008–2010 годах уже при нынешнем министре обороны Анатолии Сердюкове резко сократили численность офицеров. А так как офицеров стало мало, а контрактников не прибавилось, резко вырос уровень дедовщины. Решили увеличить штаты офицеров в армии и на флоте на 70 тыс. «штыков». И чтобы не было виноватых, говорится о том, что они нужны для создания сил военно-космической обороны┘
«НГ» (см. номер от 20.11.09) как-то писала о письме Анатолия Сердюкова премьеру Владимиру Путину, в котором министр предлагал поднять денежное довольствие «в качестве эксперимента» только военнослужащим армии и флота. Не получилось, потому что вмешались Совбез, Госдума и общественные организации. Теперь повышать оклады будут всем силовикам.
Сейчас, когда новый Закон «О безопасности» начинает действовать, с черного хода к премьеру уже не зайдешь. Все инициативы Минобороны проходят через Совбез. Кстати, Анатолий Сердюков это, похоже, понял. На совещании 2 февраля с.г. у президента министр заявил, что вопрос об увеличении в войсках прослойки контрактников будет решен только после того, как его рассмотрит Совбез.
В Российской армии, чтобы поддерживать на должном уровне образованность военнослужащих, введена общественно-гуманитарная подготовка (ОГП), по-старому – политзанятия. Думается, не лишним было бы ввести ОГП и для гражданских чиновников.