Пятница. Конец рабочей недели. Из четырех дверей – из тех, через которые можно пройти в здание Киевского вокзала к кассам, а затем и к самим поездам пригородного направления, открыта лишь одна. Как итог – дикая очередь из людей с сумками, пакетами, даже чемоданами. Кто-то норовит, расталкивая впереди стоящих и локтями, и баулами, пролезть сразу к самому входу, но большинство терпеливо дожидается своей очереди. Мы все, уже слегка ощущающие минус 21 в вокзальном преддверии (немного, правда, все равно непонятно, почему вход на вокзал, да еще в часы пик, должен быть таким ограниченным), не ропщем, потому что знаем: сейчас придется пройти еще один кордон – металлическую рамку, которая просвечивает всех сквозь нее проходящих на предмет безопасности. На слуху у всех недавняя контрольная президентская проверка состояния бдительности правоохранителей именно на Киевском вокзале, женщина, стоящая впереди нас, что-то эмоционально рассказывает своей подруге в связи с этим: «Представляешь, он приехал, и ни одного милиционера не было поблизости, никто ж не знал, что он так внезапно нагрянет!»
Но вот наконец заветная дверь. Едва зайдя вовнутрь, мы почти сразу же натыкаемся на металлическую рамку, точнее их две. Людской поток послушно раздваивается – надо так надо. Сумки велено ставить на узкое пространство между пропускными рамками. Секунда, и мы уже по ту сторону барьера, который блюдут аж четыре сотрудника в форме. Настоящие амбалы, один другого убедительнее. Стоят, смеются. На все вещи, положенные мимо рамок, – ноль эмоций, кто-то прошел с большим звоном, ну мало ли, ключи, зубные коронки, а вдруг что-то пострашнее? Никого не останавливают, не проверяют. У той, что стояла впереди, нервы не выдержали, а может, перед подругой, явно не москвичкой, неловко стало.
– Почему вы сумки не досматриваете? Вон вас тут сколько! – чуть ли не в крик и с кулаками на них наступает.
– Идите, женщина, на электричку опоздаете, – добродушно заметил один из милиционеров и вообще отвернулся.
Та принципиально осталась, и на протяжении еще минут пятнадцати еще много-много людей прошло мимо нас, а в первую очередь милиции, недосмотренными, а потому слегка неудовлетворенными.
Зато у турникетов рядом с перроном, на котором стоят под всеми парами электрички, пассажиров уже поджидали. По эту и ту сторону контрольного прохода стоят молодые люди явно нерусской национальности, и только внимательный взгляд не стороннего наблюдателя может заметить молниеносный обмен: безбилетный проход кого-то из толпы, купюра в руки якобы контролеру, потом опять загорается зеленая стрелочка, еще одна десятка, потом еще...
Стало как-то обидно. Наказ Медведева вроде бы выполнен – вокзал рамками оснащен, милиции стало в разы больше, а есть ли толк в этих бутафорских мерах?
Хотя... Тут же вспомнилась сценка того же пятничного дня, но только утренняя. Переполненный вагон в метро, едут кто куда, но в основном на работу, и почти на каждой остановке граждан предупреждают о внимательном отношении к оставленным в вагоне вещам. Никто не обращает на эти увещевания внимания до той самой минуты, пока по громкой связи не слышатся переговоры машиниста с кем-то из пассажиров. Что говорит последний, становится понятно из комментариев машиниста: «Вы этот пакет сами не трогайте. На этой остановке уже не успеем, а на следующей вызовем милицию, и она все внимательно осмотрит». Не успел поезд доехать до станции, как весь наш вагон уже толпился у выхода. К следующей станции весь поезд поехал почти пустой, из переговоров же было непонятно, о пакете в каком вагоне шла речь.
И как будто вдогонку этим впечатлениям – уже на обратном пути из дачных выходных. Опять вагон метро. Напротив меня сидит совсем молодой парнишка, кавказец, судя по всему, весь в черном, включая вязаную шапочку. Ни на кого не глядя расстегивает куртку, и потом медленно так, нарочито разворачивает платок-«арафатку» и повязывает им всю нижнюю часть лица, Видны одни глаза, и взгляд какой-то недобрый. Мне больше не хотелось сидеть рядом с ним и чего-то бояться. А потом вдруг стало стыдно, а может, с его стороны это тоже была своеобразная антистрессовая мера защиты? От наших по отношению к нему недобрых взглядов, от заведомой подозрительности и убежденности в злонамеренности его действий?
Что делать в подобных ситуациях, особенно в первые часы, дни, месяцы после ужасных терактов, никак не оставляющих нашу столицу в покое, наверное, лучше всего знают психологи. Они, конечно же, объяснят, что главное в этих стрессовых ситуациях – не позволять страху взять над тобой верх. Иначе вовсе не захочется выходить из дома, хотя события минувшего десятилетия показывают, что и это не абсолютная гарантия безопасности. Еще они, специалисты, наверняка посоветуют больше доверять тем мерам усиленной безопасности, которые организуются властью на протяжении длительного времени после ЧП.
Но не прошло еще и месяца после последнего теракта в «Домодедово», а бдительность правоохранителей не стимулируется даже президентскими выговорами. Так до сих пор и не работают прилюдно продемонстрированные Дмитрию Медведеву сразу после взрыва в аэропорту металлодетекторы на станции метро «Охотный ряд», зато довольно периодично появляются сообщения о том, что до конца марта такие же пункты контроля обязательно появятся на более чем 30 станциях метро.
Хочется верить, но... Пока занималась этой темой, в Интернете наткнулась на любопытную запись: «В течение двух лет на каждой станции московского метро появятся металлоискатели, а в каждом вестибюле и тоннеле – датчики газа. Комитет Госдумы по безопасности принял решение выделить 3,5 миллиарда на усиление безопасности метрополитена в городах России. Из них 2,5 миллиарда будут потрачены на московское метро». Отличная инициатива, вот только датирована она... 2004 годом. Как раз после очередного теракта в метро на «Автозаводской».