Александр Бастрыкин ждет перемен в своем ведомстве.
Фото PhotoXPress.ru
Вчера государственные информагентства распространили информацию о том, что с марта 2011 года Следственный комитет при МВД будет преобразован в департамент. В Министерстве внутренних дел ее не подтверждают, но в Государственной Думе сообщению верят и связывают преобразования в ведомстве Александра Бастрыкина с реформированием Следственного комитета России.
«Согласно новой штатной структуре, которая уже поступила в подразделения, Следственный комитет при МВД России с 1 марта будет преобразован в департамент. Таким образом, название «Следственный комитет» останется только у ведомства Александра Бастрыкина (Следственный комитет РФ)», – заявил РИА Новости вчера высокопоставленный источник в Министерстве внутренних дел. И добавил: у департамента, «возможно, будет другая по сравнению со Следственным комитетом при МВД РФ подследственность» – возможно, ведомство будет расследовать в первую очередь экономические преступления.
Если эта информация окажется верной, Следственный комитет РФ, который в прошлом году был выделен из состава прокуратуры, останется единственной структурой с таким названием. Сегодня он занимается наиболее сложными преступлениями, расследование которых ранее было распределено между четырьмя структурами, включая МВД, ФСБ и Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков.
В январе президент Дмитрий Медведев не исключил, что полномочия СК РФ в будущем могут быть расширены. Напомним, что этот вопрос рассматривался в Госдуме с прошлого года, и специальная экспертная группа вырабатывала поправки, призванные ограничить полномочия формирующегося органа. Сегодня в нижней палате неоднозначно оценивают известие о создании департамента.
Член экспертного совета ГД РФ по противодействию коррупции Дмитрий Горовцов сообщил «НГ», что в период обсуждения законопроекта о Следственном комитете РФ в Госдуме в декабре «не случайно появилась информация, в том числе от официальных представителей СК и Генеральной прокуратуры о том, что это лишь первый шаг на пути создания единого Следственного комитета РФ»: «Туда со временем будут вливаться иные структуры из МВД, ФСБ, Наркоконтроля. За ФСБ должны были оставить лишь особо тяжкие преступления – терроризм, экстремизм, а все остальное передается уже в ведение СК». Следственный комитет МВД, считает собеседник «НГ», будет присоединен к ведомству Александра Бастрыкина: «Я сомневаюсь, что у милиции останется нечто подобное нынешнему СК при МВД России. И информация об образовании департамента, на мой взгляд, подтверждает версию о скором создания единого СК РФ.
Косвенным подтверждением близкого объединения эксперт считает последние события: «Не случайно расследованием теракта в «Домодедово» изначально было поручено заниматься не ФСБ. Хотя по логике вещей это же терроризм, и дело должно было находиться в Федеральной службе безопасности. Но, как мы знаем, СК начал расследование и уже отрапортовал о том, что преступление раскрыто».
С коллегой не согласен депутат Государственной Думы Александр Хинштейн: «Мы все ожидали, что решение о соединении под крышей СКР всех следственных служб будет происходить максимально быстро. К сожалению, сегодняшний шаг показал, что наши надежды в очередной раз не оправдались». Объединение, уверен собеседник «НГ», обязательно состоится, но позже, чем этого ожидали наблюдатели: «Пока следователей МВД выведут за штат, обратно в штат заведут... Но от перемены слагаемых сумма не изменяется». Хинштейн не думает, что функции следовательского департамента будут минимизированы, «поскольку в производстве у МВД находится свыше 90 процентов всех уголовных дел. И даже, может быть, больше, – учитывая, что у нас через милицейское следствие в год проходит порядка нескольких миллионов уголовных дел».
Начальник пресс-центра МВД Олег Ельников в беседе с «НГ» опроверг слухи об образовании департамента: «Эта информация станет новостью, когда будет определена структура, утвержденная президентом. Потому что по закону состав нового органа, его структуру и численность определяет президент. Согласно Конституции РФ. Пока он ничего такого не подписал, говорить, как и что будет называться, – только слухи. Те есть это могло прозвучать как предложение, как вариант преобразований».
Функции после переименования, даже если оно состоится, у департамента меняться не будут, утверждает Ельников: «Права и обязанности следователя определяются Уголовно-процессуальным кодексом. И от того, как будет называться структура, в которой он проходит службу – управление, департамент, комитет, контора, бюро, – ничего не изменится. Должность сотрудника называется «следователь органов внутренних дел».