В том, что российское Министерство здравоохранения и социального развития хочет нам, россиянам, добра, у меня сомнений нет. Судя по всему, именно желание поддержать прежде всего неимущие слои населения и вызвало к жизни процедуру регистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат. Эту регистрацию осуществляет в соответствии с постановлением правительства РФ № 865 от 29 октября 2010 года Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Другими словами, именно министерским чиновникам теперь решать, допускать лекарства на рынок или нет. В данном случае речь идет не о качестве продукта, а о его цене.
Конечно, смутные подозрения у меня были, как только данное постановление появилось на свет. Ведь не секрет, что списки бесплатных лекарств, раздаваемых поликлиниками по линии государственного медицинского страхования, нередко оставались просто благими пожеланиями, поскольку на их приобретение в бюджетах российских регионов денег просто не хватало. Поэтому дело и решили поправить и установить в принудительном порядке те цены, которые доступны, скажем, не только кошелькам малоимущих, но и бюджетам соответствующих органов здравоохранения.
В проводимой российским министерством политике ничего нового нет. Например, в Германии с 2005 года идет дискуссия между производителями лекарств, медицинскими страховыми организациями и федеральным Министерством здравоохранения относительно цен на лекарства. Дело в том, что и там существует проблема нехватки средств обязательного медицинского страхования для покрытия расходов на лекарства, связанная прежде всего со старением населения. Раздаются там и голоса о необходимости введения твердых государственных цен на лекарства. Но пока немцы не идут на применение столь радикального средства и предпочитают прибегать к использованию принципа целесообразности и экономичности.
Этой методикой и руководствуются страховые компании. Но она предполагает наличие на рынке альтернативных вариантов лекарств, которые позволяют использовать вместо дорогих более дешевые лекарства с тем же лечебным эффектом.
Однако главное отличие германского и российского лекарственных рынков состоит в том, что в Германии без рецепта, то есть без участия врача и соответственно страховых компаний, практически невозможно приобрести ни одного лекарственного препарата. В России же существует свободный рынок, и даже требование рецепта при продаже некоторых групп лекарств аптеками не всегда соблюдается. Другими словами, за лекарства в России в отличие от Германии можно платить и из своего кармана, и из кармана государственной или частной медицинской страховой компании.
Поэтому в России сейчас получилось то, что происходит всегда, когда рыночную экономику начинают принудительно ограничивать, – товар исчезает с полок магазинов. Назови это перерегистрацией или принудительным установлением ценового потолка – роли не играет. Именно по причине прохождения процедуры перерегистрации ряд лекарств исчез из аптек. Провизоры объяснили, что чиновники до окончания данного процесса заставили их просто убрать с полок.
В письме, полученном редакцией из Минздравсоцразвития, говорится, что «из-за падения продаж на зарубежных рынках ряд зарубежных производителей сознательно срывает процедуру регистрации лекарств, чтобы создать ажиотажный спрос на те или иные препараты. В ходе регистрации цены на препараты зарубежные компании выставляют цены, которые завышены в 2–4 раза по сравнению с ценами, по которым эти компании продают свои лекарства на ведущих фармацевтических рынках».
Но что делать, например, астматикам или диабетикам, для которых прием ряда иностранных препаратов является вопросом жизни или смерти? Ведь в России столь же эффективных аналогов, как, например, известное британское противоастматическое средство, не производится, и вопрос для астматика стоит уже так – дышать или не дышать.
В письме Минздравсоцразвития приводятся справедливые слова Марата Сакаева, директора Департамента государственного регулирования обращения лекарственных средств. Он обвиняет иностранных производителей, утверждая: «Это циничное зарабатывание денег на пациентах, которым жизненно необходимо принимать лекарства каждый день, – на больных астмой, сахарным диабетом. К сожалению, – продолжает он, – социальная ответственность бизнеса, о которой так любят рассуждать некоторые зарубежные производители на различных конференциях, проводимых в России, – это только пустые слова. Создается впечатление, что за счет российских потребителей компании стараются компенсировать те убытки, с которыми они столкнулись на ведущих фармацевтических рынках в связи с ужесточением мер по регулированию ценообразования на лекарственные препараты со стороны регулирующих органов».
Но эти в принципе правильные слова по существу представляют собой отписку. Поскольку иностранный производитель создает эффективные лекарства и предлагает их на нашем рынке, спасая жизни людей. Российская фармацевтика не предлагает дешевых эффективных альтернативных лекарств ни для астматиков, ни для диабетиков.
Система распределения лекарств в России предполагает и наличие свободного рынка. А если государство не в состоянии наладить производство отечественных более дешевых аналогов, то Минздравсоцразвития своими ограничительными действиями фактически вредит здоровью сотен тысяч, а может быть, и миллионов больных людей, лишая их доступа к лекарствам. Правда, к концу января ряд дефицитных лекарств все же появился в аптеках. Но сути дела это не меняет. Вот и получается по афоризму известного в прошлом крупного российского государственного деятеля: хотели как лучше, а получилось как всегда.
Но это только в том случае, если нынешняя инициатива Минздравсоцразвтия не скрывает более серьезную проблему – полный провал российской фармацевтики и системы российского медицинского страхования.