25 января президент США Барак Обама выступил с ежегодным посланием «О положении страны». Этот документ отражает приоритеты политики Белого дома и в дальнейшем получает развитие в бюджетном запросе, который определяет необходимые ресурсы для достижения национальных приоритетов.
Сегодня американский президент оказался в трудной ситуации. Системный кризис, с которым столкнулись США в конце прошлого десятилетия, не преодолен. Экономика вышла из рецессии 2008–2009 годов, но дефицит федерального бюджета составляет 9% ВВП. Уровень безработицы остается чрезвычайно высоким. Это привело к болезненному поражению Демократической партии на промежуточных выборах в Конгресс в ноябре 2010 года. Республиканцы вернули себе контроль над Палатой представителей и укрепили позиции в Сенате.
Кредо Республиканской партии: одновременное снижение государственных расходов и сокращение налогов. Обама вынужден считаться с новой расстановкой сил на политической арене, соглашаясь на компромисс. Ему пришлось отказаться от намерения отменить налоговые льготы, введенные еще при Буше, и согласиться на замораживание дискретных расходов на пять лет. Впервые за десятилетия предлагается сократить распухший бюджет Пентагона.
Но даже в этих условиях Обама не отказывается от своих приоритетов. В послании «О положении страны» он напомнил, что конкурентоспособность США на международной арене падает, американские позиции в научно-технической сфере продолжают слабеть. Сложившуюся ситуацию президент сравнил с «моментом Спутника», напомнив согражданам о том потрясении, которое испытала Америка, когда в 1957 году СССР запустил первый искусственный спутник Земли. Угроза поражения в глобальном соперничестве с Советским Союзом заставила Вашингтон пересмотреть государственные приоритеты. В течение нескольких лет произошел колоссальный скачок расходов на науку, образование, социальную сферу. Это позволило США закрепить свое лидерство в мире, выиграть соревнование с СССР и отбить наступление других конкурентов (Япония, Германия). Теперь же Америка сталкивается с новыми вызовами.
Поэтому Обама призвал, как и полвека назад, восстановить конкурентоспособность и вернуть лидирующие позиции Америки в мире. Несмотря на бюджетный дефицит, он подтвердил свое намерение увеличить расходы на науку, Интернет, образование, энергетику.
К сожалению, по конкурентоспособности мы сегодня уступаем не только США, но и многим другим странам. Согласно последнему докладу Всемирного экономического форума в Давосе, Россия оказалась на 63-м месте в мире – после Шри-Ланки. При этом по такому показателю, как государственные закупки современных технологических продуктов, – на 82-м, а по доступности новейших технологий – на 122-м месте.
В XXI веке по количественным параметрам (численность населения, размер ВВП) Россия неизбежно будет уступать таким гигантам, как США, Европейский союз, Китай или Индия. Поэтому отставание по качественным показателям особенно опасно. Достаточно сказать, что в России доля расходов в ВВП на такие национальные приоритеты, как образование или здравоохранение, за последние годы практически не изменилась и составляет всего лишь 3–4%. То есть перераспределения ресурсов в эти сферы фактически не происходит. В США же государство расходует на образование 5,5% ВВП, а на медицину – около 8%.
Особую тревогу вызывает дальнейшая деградация российской науки. Доля расходов на НИОКР сохраняется на уровне всего 1% ВВП, хотя в США она достигает 2,8%, в Японии – 3,3%, в Китае – 1,4%. Отечественный бизнес предпочитает заниматься не высокими технологиями, а приносящим высокую прибыль экспортом сырья. Поэтому финансирование НИОКР частным сектором носит мизерный характер. Государственные расходы остаются на недостаточном уровне, чтобы компенсировать эту ситуацию. Хотя модернизация объявлена национальной стратегией, но реальных шагов для восстановления конкурентоспособности России очень мало. Резко увеличились инвестиции в вузовскую науку и такие амбициозные проекты, как «Сколково», но в лучшем случае от них можно ожидать серьезных результатов лишь через несколько лет.
В то же время на протяжении последних лет фактически заморожен с учетом инфляции уровень финансирования РАН и научных фондов (менее 0,2% ВВП). К 2013 году эти расходы намечено еще больше сократить. На бюрократическом уровне постоянно выдвигаются прожекты, требующие сократить количество академических институтов на 20%, ввести внешний аудит, лишить самоуправления научное сообщество.
Наука по своей природе интернациональна и требует серьезных затрат. По последним данным, мы находимся на 10-м месте в мире по объему расходов на науку. Но вскоре нас обгонят Бразилия, Тайвань и Испания. Расходы на одного научного исследователя в России в 6–8 раз меньше, чем в США и других странах-лидерах. Если бы у российских коллег Андрея Гейма и Константина Новоселова были бы такие же условия и такой же уровень финансирования, как в Великобритании и Голландии, то не пришлось бы слышать столько жалоб, что Нобелевский комитет «дискриминирует» Россию.
Скоро мы будем отмечать пятидесятилетие полета Юрия Гагарина. Празднование великих достижений нашей страны в космосе должно стать новым «моментом Спутника» для нас, а не для Америки.
Воссоздать научно-технический потенциал можно не за счет одного наукограда или нескольких десятков «точечных» грантов, а лишь превратив поддержку науки в реальный общенациональный приоритет. В нынешнем году Россия потратит на НИОКР в 20 раз меньше денег, чем США. Конечно, догнать и перегнать американцев по этому показателю мы вряд ли сможем. Для этого нам пришлось бы тратить на науку 18–20% ВВП. Но при нынешних доходах от нефти российская экономика уже в ближайшие годы могла бы инвестировать в НИОКР 2,5–3% ВВП. Это позволило бы нам не только сохранить фундаментальные исследования, но и воссоздать разрушенную в 1990-е годы прикладную науку. Без этого нельзя решить ключевые проблемы, с которыми сталкивается наша страна.
При ратификации нового Договора СНВ наш министр обороны признал, что установленные уровни могут быть достигнуты Россией не раньше 2028 года. То есть стратегический паритет, зафиксированный договором на бумаге, наш научно-технический комплекс пока поддерживать не может. Нет паритета и в сфере противоракетной обороны. Катастрофическим стало наше отставание в обычных высокоточных вооружениях. Создание 6-го поколения вооружений идет за счет перетекания новейших технологий из гражданской сферы в военную, а не наоборот, как это было в годы холодной войны. Поэтому только возврат России в число ведущих научных держав может сделать нас конкурентоспособными в глобальной экономике и обеспечить нашу безопасность в XXI столетии.