Жертвы Катыни известны. Палачи засекречены.
Фото Reuters
Вчера Верховный суд рассмотрел и отверг жалобу правозащитного общества «Мемориал», которому было отказано в требовании рассекретить материалы так называемого «катынского дела». Эксперты «НГ» считают этот процесс знаковым и считают, что от принятого решения будет зависеть, возьмет ли страна курс на десталинизацию.
Правозащитники обратились с жалобой в высшую судебную инстанцию после того, как Мосгорсуд 2 ноября 2010 года отклонил иск этой организации, признав законным засекречивание материалов дела о расстреле 21 тыс. польских офицеров на полигоне в Катыни. «Мемориал» счел отказ в удовлетворении иска необоснованным и обжаловал его в кассационном порядке в Верховном суде.
Как сообщила «НГ» профессор Института социологии РАН, доктор исторических наук Инесса Яжборовская, все наши судебные инстанции подобные жалобы отвергают: «С одной стороны, есть тенденция к намечающейся десталинизации страны, появились новые веяния в политике. А с другой – юридическая сторона «катынского дела» остается для нас очень болезненным вопросом, поэтому мы не можем довести до конца рассекречивание этих документов». По словам эксперта, «основной документ, который скрывают российские власти, – решение советской прокуратуры о расстреле польских офицеров в Катыни, официальная формулировка итога рассмотрения «катынского дела» со всей его аргументацией. Это и есть краеугольный камень проблемы». Собеседница «НГ» пояснила, что имеет в виду документ от 5 марта 1940 года, где подписью Сталина санкционируется расстрел без суда и следствия. Документ, по ее словам, подписан членами политбюро: Вячеславом Молотовым, Анастасом Микояном, Лазарем Кагановичем.
Яжборовская уверена, что «рассекречивание последних, самых важных с политической точки зрения материалов «катынского дела» укажет на виновность в расстреле советского политбюро и лично Сталина. Как только документ будет раскрыт, мы сможем говорить о начале десталинизации в стране. А это очень сложный процесс, к которому не все еще готовы».
В то же время эксперт напомнила о том, что «много эпизодов «катынского дела» уже рассекречены, на сайте Росархива были даже опубликованы электронные подлинники документов о расстреле польских офицеров. Значительная часть материалов следствия была передана польской стороне и будет передаваться далее».
Вчера Верховный суд признал законным засекречивание материалов «катынского дела» о расстреле польских офицеров в 1941 году. Таким образом, кассационная жалоба центра «Мемориал» на принятое ранее решение Мосгорсуда об отказе рассекретить материалы дела была отклонена. Представители «Мемориала» уже заявили о намерении обжаловать это решение в Европейском суде по правам человека.
Полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский сказал «НГ»: «Если мы не хотим повторения трагедий истории, то нам нужно научиться раскрывать архивы. Я говорю в принципе, а не конкретно про «катынское дело». Эксперт привел пример из недавней истории: «То, что наша служба авиационной безопасности опубликовала полностью все разговоры диспетчеров и пилотов по трагической гибели экипажа польского самолета, помогло людям сделать собственные выводы и отмело поводы для спекуляции». Барщевский считает, что то же относится и к истории вообще: «Если по «катынскому делу» будут опубликованы все документы, то каждый может сделать самостоятельные выводы, а специалисты – помочь эти умозаключения правильно оценить и сформулировать или предложить свои версии. Когда документов нет, а общество заставляют верить на слово, то мыслящие люди относятся к этой ситуации скептически». Однако эксперт отметил: «Я ни в коей мере не комментирую именно сегодняшнее дело, но общий ход событий, на мой взгляд, должен выглядеть так».
Напомним, что уголовное дело о расстреле более 21 тыс. офицеров было начато в 1990 году. Расследование длилось более 14 лет. Россия 8 мая 2010 года передала Польше 67 томов уголовного дела № 159 по Катыни. В конце апреля 2010 года Росархив по указанию президента РФ впервые разместил на своем сайте электронные образцы подлинников документов о расстрелянных поляках.