Благодаря усилиям некоторых чиновников России и ряда политических партий и СМИ Украины в эпицентре российско-украинских отношений сегодня оказались две российские общественные организации украинцев – Объединение украинцев России (ОУР) и Федеральная национально-культурная автономия украинцев России (ФНКА), а также московское государственное учреждение культуры «Библиотека украинской литературы».
Последние шесть лет многие украинцы России, и я в том числе, были последовательными критиками московского руководства ОУР и ФНКА. Критиковали за грубое нарушение ими уставов обоих общественных объединений и российских законов, за полный развал после апреля 2005 года предусмотренной уставами организационной работы. Критиковали за те нарушения, что привели к иску Минюста и решению Верховного суда от 24 ноября 2010 года о ликвидации ФНКА.
В Москве и Киеве ожидали, что ОУР будет ликвидировано также за нарушения устава, законов и отсутствие работы по выполнению уставных культурных и образовательных задач и целей. В объединении, как и в ФНКА, после 10 апреля 2009 года не осталось легитимного руководства, а очередные свои форумы московское руководство ОУР и ФНКА, несмотря на предупреждения из Минюста, не соизволило созвать.
Но с подачи министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова вопрос об уставных, чисто юридических нарушениях был переведен в политическую плоскость. 13 января на своей пресс-конференции он заявил, что деятельность ФНКА была прекращена, потому что руководство этой автономии вело «в общем-то политическую деятельность, прямо и неприкрыто направленную на подрыв наших двусторонних отношений».
Сергей Лавров не конкретизировал, в чем именно заключается эта «политическая деятельность». Думаю, что речь идет о политических заявлениях лишь одного человека. Одного из двух сопредседателей ФНКА и ОУР – 70-летнего московского предпринимателя Валерия Семененко, награжденного президентом Виктором Ющенко орденом «За заслуги».
Главный редактор сайта ОУР Виктор Гиржов говорил «Газете по-украински»: Семененко «периодически делает политические заявления. Признает, что уже многих «достал». Поэтому, возможно, и решили закрыть всю деятельность, связанную с ним. А вместо ФНКА создадут новую организацию. Управляемую и искусственную». Такого же мнения о Семененко придерживается и председатель Координационного совета украинских общественных организаций, член Совета Федерации РФ Василий Дума.
В качестве примера заявлений Валерия Семененко приведу выдержку из распространенного им от имени ОУР и ФНКА УР заявления по случаю 350-летия Конотопской битвы и 300-летия Полтавской битвы. Фактически это объявление о праздновании в Российской Федерации военных побед Украины над Россией. Победы войск гетмана Ивана Выговского над армией российского царя Алексея Михайловича под Конотопом и войск гетмана Ивана Мазепы над армией русского царя Петра I под Полтавой. Руководитель российской общественной организации Семененко, например, поясняет: «Поражение гетмана Ивана Мазепы под Полтавой... выглядит сегодня как победа».
Еще более поражает публикация на официальном сайте ОУР материала «Лозунг Всемирного конгресса украинцев и чествование важных годовщин в 2011 году». Фактически в канун 70-летия начала Великой Отечественной войны предлагается торжественно отметить в России 70-летие акта 30 июня 1941 года о провозглашении в оккупированном советском городе Львове независимого украинского государства. Того самого акта, где утверждается: «Вновь создающееся украинское государство будет тесно взаимодействовать с национал-социалистической Велико-Германией, которая под руководством своего вождя Адольфа Гитлера создает новый порядок в Европе и в мире и помогает украинскому народу освободиться из-под московской оккупации. Украинская национальная революционная армия, которая создается на украинской земле, будет бороться дальше совместно с союзной немецкой армией против московской оккупации за Суверенное соборное государство и новый порядок во всем мире... Пусть живет Организация украинских националистов, пусть живет руководитель Организации украинских националистов и украинского народа Степан Бандера!» В версии акта, опубликованной 10 июля 1941 года в газете «ЖовкивськЁ вЁстЁ», текст заканчивается фразами: «Слава героической немецкой армии и ее фюреру Адольфу Гитлеру», «Украина для украинцев».
Но российская государственная машина в ходе подготовки судебного процесса по ликвидации ОУР допустила такие серьезные проколы, что при любом решении суда обеспечена громкая моральная победа Семененко и поддерживающих его сил.
О «политической» оговорке министра иностранных дел Сергея Лаврова было сказано выше. Вдобавок к ней подчиненные министра юстиции Александра Коновалова подготовили текст иска к ОУР, который абсолютно не убедителен, а основания для ликвидации организации не очевидны.
Постарались и подчиненные министра внутренних дел Рашида Нургалиева. СМИ уже сообщали, что во время обыска в Библиотеке украинской литературы сотрудники МВД применили насилие к ее директору Наталье Шариной и оскорбляли ее. Ни в чем не повинная русская женщина, миниатюрная москвичка, которую из мэрии поставили присматривать за Библиотекой украинской литературы, она даже не знала украинского языка и долго была мишенью для Семененко и его коллег. Но какой-то современный герой Николая Гоголя – нынешний Держиморда в милицейских погонах – сработал как союзник Мазепы и других «победителей России».
До политизации процесса моральное преимущество было на стороне России. Уфимский сопредседатель ОУР и ФНКА Василий Бабенко, например, был согласен подать в отставку для спасения Объединения украинцев России. Но, похоже, после произошедшего союзники московского сопредседателя Валерия Семененко уже «прокачали» ситуацию и отговорили его от такого шага. Более того, дал обратный ход и МИД Украины.
В этих условиях судебный процесс с тем текстом иска Минюста (за 2009 год!), который будет фигурировать в суде, просто обречен на громкий морально-политический провал. И напротив, для коллективного Мазепы и активно помогавших ему своими действиями чиновников из различных российских ведомств такой исход станет символической победой. Это цугцванг! Какое бы судебное решение ни было принято, для России оно невыгодно.