Михаил Ходорковский: долгая дорога к свободе.
Фото Reuters
Гособвинители по второму делу ЮКОСа во вчерашнем интервью «Комсомольской правде» поделились соображениями относительно перспектив Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Как выяснилось, они могут быть осуждены по третьему делу. Адвокаты осужденных не удивлены этой позицией прокуратуры и продолжают настаивать на абсурдности обвинений. Эксперты «НГ» расценивают происходящее как серьезную угрозу репутации российской власти – и в собственной стране, и за рубежом. Некоторые из них считают, что в ситуацию должен вмешаться руководитель страны.
Напомним, накануне Нового года экс-руководители ЮКОСа были осуждены на 13,5 года лишения свободы в колонии общего режима, а с учетом первого приговора – в общей сложности к 14 годам заключения. Фигуранты дела были признаны виновными по ч. 3 ст. 160 (хищение) УК РФ и по ч. 3 ст. 174 (легализация) УК РФ. Выйти на свободу по решению суда они должны в 2017 году. Однако выяснилось, что определенности в их судьбе пока нет. Прокуроры Валерий Лахтин и Гульчехра Ибрагимова не видят препятствий для открытия третьего дела ЮКОСа при условии, что будут задержаны «18 соучастников Ходорковского и Лебедева», «которые находятся в розыске». «Если в ходе их поиска будут вскрыты новые факты преступлений, то следственные органы будут обязаны предъявить им дополнительное обвинение и направить дело в суд. Это наша обязанность, которая предусмотрена в статье 21 УПК РФ», – сказали прокуроры.
Ибрагимова и Лахтин попытались объяснить приговор. Они рассказывали, как при расследовании первого дела был установлен «факт завладения акциями ОАО «Апатит» и уклонения от уплаты налогов компаниями, подконтрольными ЮКОСу».
А позже, когда «расследование продолжилось», «выявились факты хищения нефти и акций дочерних компаний ОАО «ВНК». Гособвинители по второму делу ЮКОСа даже заявили, что «стремились избежать любого давления на суд», и посетовали, что общество не оценило усилий правоохранителей: «такое поведение многими расценивается как слабость, неуверенность либо пассивность». Прокурорам удалось вскрыть коварство адвокатов, задача которых была «проста – оказать психическое давление на судью, гособвинителей, потерпевших, свидетелей и других» «Они унижали участников процесса», – жаловались Ибрагимова и Лахтин.
Прокуроры также с гневом отвергли обвинение в политическом характере дела. Их явно раздражает интерес общественности к судебным делам ЮКОСа. Между тем вчера стало известно, что на сайте Давосского форума, где копятся вопросы для пресс-конференции президента Дмитрия Медведева, интернет-пользователи интересуются, что намерен предпринять в связи с приговором глава государства.
Выступление прокуроров показалось неубедительным адвокату Вадиму Клювганту: «Они спрятались за анонимность, невозможно понять, кто что сказал, фамилии названы только в анонсах... И это не случайно. Обвинители боятся». В заявлении о третьем сроке собеседник «НГ» новости не видит: «Мы миллион раз говорили, что при такой степени фальсификации процесса может быть все что угодно. Это зависит только от фантазии их начальства. Они были бы готовы еще 80 дел сделать. У них этой макулатуры фальшивой...» Самое значимое в комментариях прокуроров, считает Клювгант, то, как они «обосновывают» сделанное: «Получается, что нефть украдена в количестве даже большем, чем ее добыто! Больше говорить не о чем».
Глава Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что во всей этой истории есть своя очень строгая логика – с точки зрения гособвинителей: «Они привыкли быть телезвездами. Быть в центре внимания. И вдруг – бум! Сериал закончился. И все? Популярность кончилась, жизнь кончилась. Надо же напомнить о себе – ребята, не волнуйтесь! Мы еще сериал снимем!» С другой стороны, напоминает Делягин, приговор говорит о том, что Ходорковскому и Лебедеву придется сидеть при следующем президенте: «Здесь уже исчезает сенсация о трениях между двумя нашими вождями. Понятно, что система едина и решение о приговоре принято в консенсусе. Но самое страшное для заключенных – это неизвестность и неопределенность. Получается, нужно еще раз их подвесить и показать всем, что если кто-то будет чем-то недоволен, они будут сидеть всегда. Как при Сталине». Председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс отметил в беседе с «НГ», что «приговор по очень большому резонансному делу сегодня большой частью общества воспринимается как несправедливый. Если и дальше тупо пытаться доказать свою правду, то, с моей точки зрения, вступает в силу физический закон, который в общественной жизни действует с такой же неизбежностью: сила действия равна силе противодействия. Мы в результате такого противостояния рискуем попасть в очень серьезную ситуацию – внутреннюю и внешнюю. Мне кажется, что в эту историю должен вмешаться высокий арбитр и, учитывая все негативные последствия и риски, дать оценку случившемуся».