Людмила Алексеева обижена на Общественный совет ГУВД Москвы.
Фото Романа Мухамеджанова (НГ-фото)
При Общественном совете ГУВД Москвы была создана комиссия по изучению действий оппозиции и милиционеров во время протестного митинга 31 декабря на Триумфальной площади. Между тем в ее состав не вошли пока те, кто инициировал процесс рассмотрения советом событий, связанных с задержаниями известных оппозиционеров.
Комиссия была создана после обращения гражданских активистов в Общественный совет при ГУВД Москвы. Правозащитники, несмотря на решение суда, считают незаконными задержания участников митинга в защиту свободы собраний, в том числе лидеров оппозиции Бориса Немцова, Ильи Яшина, Эдуарда Лимонова и других.
Задержание оппозиционеров на согласованном митинге вызвало широкий общественный резонанс, после чего и была создана комиссия. Возглавил ее зампредседателя Общественного совета, главред «Московского комсомольца» Павел Гусев. В комиссию вошли также начальник управления информации общественных связей ГУВД Москвы Виктор Бирюков, гендиректор агентства Интерфакс Михаил Комиссар, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, член Общественной палаты Ольга Костина.
Между тем в комиссию не вошла глава Международной Хельсинкской группы Людмила Алексеева, которая призналась «НГ», что ей «смертельно обидно»: «Именно я постоянно ставила эту проблему на Общественном совете и требовала создания комиссии для расследования событий на Триумфальной. Поэтому невключение меня и других правозащитников в ее состав я рассматриваю как пренебрежительное отношение и недоверие со стороны Общественного совета ГУВД». По словам Алексеевой, «в комиссию вошли люди, которые этим никогда не интересовались».
Не ясно, будет ли работать в составе комиссии Дмитрий Муратов. Вчера он рассказал «НГ», что создание комиссии по расследованию событий на Триумфальной было обязательным условием того, чтобы он остался в Общественном совете: «Я поставил вопрос ребром и написал Владимиру Колокольцеву открытое письмо о своем выходе из совета. Однако почти тут же мне сообщили, что комиссия все же будет создана и я включен в ее состав. Я пока не успел официально выйти из Общественного совета при ГУВД, и справедливое решение комиссии могло бы убедить меня остаться в нем». В то же время собеседник «НГ» отметил – официального подтверждения о начале работы этой комиссии он не получил: «Я очень рассчитываю, что она будет создана. Но для того, чтобы что-то сказать конкретно, мне нужно увидеть документ».
Павел Гусев рассказал «НГ», что во вторник вечером ему позвонила председатель Общественного совета при ГУВД Светлана Миронюк и предложила возглавить комиссию. «Я принял предложение, поскольку, как мне кажется, в таком составе мы сможем установить истину. В комиссию вошли люди, независимые ни от оппозиционных лидеров, ни от милиции. У нас абсолютно нейтральная позиция», – сказал Гусев. На этой неделе, по словам председателя комиссии, начнется изучение документов. Гусев рассказал, что «результаты расследования будут переданы в Общественный совет при ГУВД, а из дальнейших действий руководства этой структуры будет видно, как они относятся к общественности». Собеседник «НГ» считает: «Если будут приняты какие-то меры, будь то увольнение провинившихся сотрудников или извинения перед теми, кто был задержан с нарушениями процедуры ареста, – это одно, не будет никакой реакции – это совсем другое».
Как рассказал «НГ» полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский, если комиссия найдет нарушения в действиях милиционеров 31 декабря, «меры могут быть приняты самые разные, вплоть до увольнения». Комментируя суд над Немцовым, Барщевский сказал: «Судья имела право не учитывать отдельные свидетельские показания и аудиозаписи». Корреспондент поинтересовалась личным отношением Барщевского к этому вопросу. «Я не могу вам этого сказать», – ответил собеседник «НГ».