Сенаторы в ожидании перемен.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Полмесяца в стране действует новый закон о порядке формирования Совета Федерации. Теперь сенатором может стать только тот гражданин, который прежде был избран депутатом местного или регионального парламента. Реформа была инициирована президентом Дмитрием Медведевым, который на днях анонсировал ее продолжение. Подробностей он не сообщил, пригласив парламентскую элиту к совместной работе. Эксперты «НГ» предположили, что речь может идти о внедрении неких элементов выборности членов верхней палаты. Но напоминают, что такие решения выходят за рамки действующей Конституции.
Дмитрий Медведев в понедельник на встрече с руководством обеих палат Федерального собрания намекнул, что намерен продолжить реформу Совета Федерации.
Президент, в частности, напомнил о вступившем в силу с этого года законе о новом порядке формирования Совфеда. Напомним, что в своем первом Послании в 2008 году глава государства повелел сделать так, чтобы сенаторами становились люди, имеющие опыт законодательной деятельности. Было решено, что обязательным условием для делегирования в СФ станет депутатство – в местном или региональном парламенте.
Ожидаемые новшества, сообщил президент, призваны «вернуть Совету Федерации определенный специальный политический смысл»: «Если хотите, изначальный политический смысл, которым его наделяет Конституция. Во всяком случае, это приближение к этому смыслу, а именно – свойство представлять интересы жителей и властей всех российских земель, то есть быть полноценной палатой регионов».
Напомним, что первый опыт применения нового закона уже получен. Скажем, в Туве вместо ушедшей представлять интересы другого региона Людмилы Нарусовой Хурал в понедельник избрал сенатором телеведущего Алексея Пиманова. Тот на осенних выборах, как это и полагается, избрался депутатом тувинского парламента. Впрочем, сомнительно, чтобы за время предновогодних хлопот и долгих праздников он сумел набраться устойчивых законотворческих навыков. Да и коренным тувинцем природный москвич Пиманов вряд ли успел стать. Вполне возможно, что президент и сам понимает слабости своей инициативы. А иначе почему бы он, хотя его закон только-только вступил в силу, уже подумывает о продолжении?
«Хочу сказать откровенно, думаю, что, может быть, на этом совершенствование деятельности Совета Федерации не закончится. Естественно, все это нужно делать в рамках Конституции. Но мы должны все равно оптимизировать нашу политическую систему», – озадачил Медведев гостей своей подмосковной резиденции. И продолжил еще более загадочно: «Я сейчас ничего не формулирую. Понятно, в каком направлении этот процесс может развиваться. Мы будем об этом с вами думать, совместно думать и обсуждать».
Как удалось выяснить корреспонденту «НГ», все участники понедельничной встречи поняли его однозначно. Вице-спикер ГД от КПРФ Иван Мельников подчеркнул, что президент скорее всего имел в виду разработку какого-то нового закона, который при соблюдении жесткого конституционного условия – в СФ входят по одному представителю от исполнительной и представительной власти региона – все-таки предусматривал бы какие-то элементы выборности сенаторов. «Поскольку лишь этот вариант уже давно и публично обсуждается, то вероятнее всего, что Медведев намекнул именно на него», – передал Мельников общее понимание всех парламентариев.
Стоит отметить, что пролоббировать закон о выборности членов СФ обещал его нынешний председатель Сергей Миронов еще в декабре 2001 года, когда избирался на свой руководящий пост. А еще раньше аналогичные попытки делали и отдельные депутаты Госдумы. Например, в прошлом многолетний глава группы «Регионы России», а ныне первый вице-спикер ГД Олег Морозов. Однако все эти более или менее серьезные попытки напрочь отвергались администрацией президента. Одним из самых первых реформаторских замыслов президента Владимира Путина в самом начале его первого срока стало удаление из СФ губернаторов и председателей заксобраний. Вместо них туда стали посылаться некие представители – и скоро сенаторские должности стали покупаться чуть ли не открыто. Затем – уже под конец своей легислатуры – Путин предложил ввести 10-летний ценз оседлости. Не успел этот закон вступить в силу, как реформаторскую горячку в отношении СФ подхватил и новый президент. Медведев настоял на «депутатизации» членов верхней палаты, но теперь, как оказывается, это все равно не конец.
Руководитель пресс-службы Совфеда Юрий Козлов в беседе с «НГ» заметил, что фраза Дмитрия Медведева «как вам известно» в контексте грядущих реформ в верхней палате парламента может означать и то, что «известно это на самом деле только ему». В то же время собеседник «НГ» предположил, что «те, кто на самом деле что-то знает о грядущих изменениях в Совфеде, об этом говорить не захотят, поскольку вдруг президент передумает, а им потом отвечать». Юрий Козлов предположил: «Возможно, Медведев захочет, чтобы население регионов более активно участвовало в формировании Совфеда. Единственный путь приблизить сенаторов к регионам – это обеспечить более широкую выборность. Конституции, кстати, это не противоречит, так как в ней написано, что Совет Федерации формируется, что предполагает и выборы, и назначение его членов».
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает реформу Совфеда недостаточной и видит много препятствий для более серьезных преобразований: «Сопрячь реальную легитимность верхней палаты парламента, которая возможна в случае прямых выборов, и конституционную норму, по которой один сенатор представляет главу региона, а другой – Заксобрание, очень сложно».
Собеседник «НГ» назвал другой возможный путь реформ, более длительный: «Необходимо повышение легитимности власти на местах». Для этого, по мнению политолога, нужны прямые выборы глав регионов и усиление партийно-политической конкуренции на местных выборах депутатов. Таким образом, и губернаторы, и представители законодательной власти должны будут объяснять населению, кого они направляют в сенаторы. «В случае появления в списках непонятных одиозных фигур отвечать за это должны будут местные власти», – считает Макаркин.
Сложность реализации этой модели при нынешней системе назначения глав регионов политолог видит в стремлении сити-менеджеров покрасивее отчитаться перед Центром и низкой ответственности перед избирателями за «не того» сенатора: «Когда губернатор не проходит процедуру избрания, ему не нужно удерживать свой авторитет в регионе, и соответственно касательно назначения сенатора он может ограничиться формальным заявлением о полезности влиятельного человека из Центра на этом посту».