Михаилу Шмакову продемонстрировали, что замена ему есть.
Фото РИА Новости
Вчера в Москве состоялся VII съезд ФНПР, который посетил премьер Владимир Путин. Глава федерации Михаил Шмаков сохранил свой пост. Разрешилась главная предсъездовская интрига: депутат-единоросс Андрей Исаев снял свою кандидатуру. Однако осталось стойкое впечатление, что это самовыдвижение неслучайно. Партия власти в лице ее лидера, одобрив переизбрание Шмакова, словно продемонстрировала альтернативу лидеру ФНПР. Чтобы тот не расслаблялся. Путин также рассказал стране, что кризис позади, и отчитался в успехах правительства. Речь лидера «Единой России» при этом была очень похожа на предвыборный спич участника президентской гонки.
Гостей и делегатов профсоюзного форума встречали у выхода из метро и на привокзальной площади Киевского вокзала крепкие мужчины из «группы режима». Так было написано на бейджах у них на груди. До вагонного депо, где собирался съезд, было рукой подать, но, видимо, чтобы профактивисты не растерялись по дороге, для них организовали трансфер. Несколько микроавтобусов бесперебойно курсировали на сверхкоротком маршруте, доставляя профсоюзных функционеров к зданию, отмеченному транспарантом: «Без борьбы нет победы». Лозунг, напоминающий о борьбе, читался странно, принимая во внимание тот факт, что ФНПР, 17 последних лет возглавляемая Михаилом Шмаковым, до сих пор не давала повода усомниться в своей лояльности к правительству.
Там, за горизонтом...
Когда на горизонте парламентские и президентские выборы, власть вспоминает о своих штатных союзниках, чтобы у них не было искушения переметнуться в стан оппозиции. Вчера эту миссию выполнили президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин. Первый прислал приветствие делегатам, второй выступил на съезде с программной речью. Тезисы выступления главы правительства, набранные убористым шрифтом, уместились на 12 страницах.
Акценты расставлялись по ходу действия. В их числе главное – в целом позитивные социально-экономические итоги 2010 года. По предварительным оценкам, сообщил Путин, ВВП страны вырос на 3,8%, а промпроизводство – на 8,3%. Посткризисное оздоровление экономики так или иначе ощутили все россияне в виде роста зарплат, пособий и пенсий.
Шмакову этого показалось недостаточно, и он потребовал, чтобы владельцы предприятий поделились своими сверхдоходами. И не только с наемными работниками, но и с экономикой. В сказку про вершки и корешки председатель ФНПР верить отказался, процитировав Путина, когда-то метко назвавшего Россию «богатой страной бедных людей».
Премьер оценил образность мышления профсоюзного лидера, но покушаться на сверхдоходы бизнеса не стал, напомнив, что кризис был «беспрецедентным, очень тяжелым и глубоким». Снизились объемы производства и уровень зарплат в реальном секторе экономики. Но с бедой справились всем миром, в том числе и благодаря конструктивной позиции профсоюзов. Благодаря этому же спасли автопром, строительную отрасль, не стали отказываться от госфинансирования социальных программ.
Путин намекнул Шмакову о важности его миссии. Фото РИА Новости |
Партийно-электоральные игры
В чем причины подчеркнутого интереса тандема к профсоюзной тематике? Замначальника Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости Юрий Логинов сообщил «НГ», что «профсоюзы как существенный элемент общества имеют свои определенные позиции, и государство всегда относилось к ним с большим вниманием».
Однако еще накануне съезда стало известно о выдвижении на пост председателя ФНПР депутата-единоросса, заместителя Шмакова Андрея Исаева. История с самого начала выглядела странно. Если Шмакова хотели сместить, то почему Исаев заявлял о готовности снять свою кандидатуру, если выдвигаться решит глава ФНПР? Вмешательство парламентария в любом случае выглядит проявлением большого интереса власти к тому, что происходит в профсоюзном движении.
Как сообщил «НГ» заместитель гендиректора Центра политических технологий Борис Макаренко, «Единая Россия» «не может не помнить, насколько ограничена у нас конкуренция в политическом пространстве, насколько плохо организовано гражданское общество»: «Профсоюзы хотя бы по формальным признакам призваны стать приводным ремнем между государством и обществом».
В обществе растет общее ощущение застоя, указывает собеседник «НГ», и объявленные правительством расходы на социальные нужды таковы, что неизбежно наступит момент, когда их выплата станет весьма проблематичной: «В этом случае властью окажутся очень даже востребованы приводные ремни профсоюзов».
Между тем надежды власти на ФНПР в этом смысле мало обоснованы, считает эксперт: «Организация Шмакова для этого не обладает должной степенью влияния на процесс». К тому же, напоминает Игорь Макаренко, забастовки происходят в основном на успешных предприятиях, а не на отстающих: «На заводе Форда во Всеволожске, к примеру. Говорят, что в России были сотни таких полулегальных забастовок, но все они организованы были не ФНПР, а так называемыми свободными профсоюзами».
Напомним, кстати, что с руководством именно этой категории профсоюзов встречался осенью 2009 года президент Дмитрий Медведев. Тогда председатель объединения СОЦПРОФ Сергей Вострецов встречался с главой государства в Барвихе.
Глава Левада-Центра Лев Гудков считает, что в преддверии двух избирательных кампаний и в ожидании возможных волнений и роста напряжения в обществе «Единая Россия» хочет усилить контроль за целым рядом структур, в том числе и ФНПР. Шмаков слишком давно сидит на троне, и свой потенциал в глазах власти исчерпал, замечает собеседник «НГ»: «Возможно, ЕР планирует внести оживление в эту сферу – в плане усиления контроля».
Источник «НГ» в Государственной Думе между тем утверждает, что за интригой с предсъездовским самовыдвижением депутата Андрея Исаева стоит еще и горячее личное желание парламентария сделать карьеру на профсоюзном поприще: «В партии власти Исаеву расти некуда. После ухода в правительство Вячеслава Володина открылась было вакансия секретаря президиума генсовета ЕР, однако эту должность занял Сергей Неверов». Другой источник газеты в нижней палате выразил сомнение в готовности Исаева добровольно покинуть Думу, а его легкую конкуренцию со Шмаковым он считает попыткой властей «мягко надавить на профбосса, напомнив ему об особой ответственности лидера ФНПР за состояние умов накануне выборов».