Присяжных могут отправить из регионов в округа.
Фото РИА Новости
Выступая на понедельничном совместном заседания Госсовета России и Комиссии при президенте по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике, премьер Владимир Путин вспомнил о суде присяжных. Глава правительства предложил отменить этот институт в регионах и перенести его на уровень федеральных округов. По мнению экспертов, это решение может серьезно ограничить сферу применения суда присяжных в России. В то же время, если судам присяжных вернут дела о терроризме, это будет шаг вперед, утверждают собеседники «НГ».
Поводом для обращения Путина к теме суда присяжных стали недавние беспорядки на Манежной площади, связанные с убийством болельщика Егора Свиридова: «А кто его убил? Не просто выходец с Кавказа, не просто приезжий из Нальчика, из Кабардино-Балкарии. Рецидивист, человек дважды судимый за тяжкие телесные повреждения и за наркотики. Причем за наркотики второй раз в 2009 году, а в 2010-м он уже попал в Москву».
Признав суды присяжных неэффективными, Путин заметил, что в некоторых регионах их решения «принимаются по клановому или этническому принципу, а не исходя из тяжести содеянного тем или другим лицом». Глава правительства также предложил «подумать о том, чтобы каждый гражданин, если ему возможно назначение смертной казни, имел возможность воспользоваться судом присяжных, но суд был перенесен на уровень округа».
Судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова не согласна с тезисом о неэффективности суда присяжных. Это единственный способ в нашей судебной системе противодействовать недоказанному, незаконному обвинению, уверена эксперт: «Другого способа нет». Собеседница «НГ» предположила, что речь в цитате Путина идет о частных случаях, когда нельзя сформировать объективную коллегию присяжных: «Объективность этой коллегии – главный ее признак. Без нее суд присяжных невозможен».
Тамара Морщакова признает, что ситуация, когда нельзя сформировать объективную коллегию, действительно существует. К примеру, на Северном Кавказе, где сильны религиозные и этнические конфликты, где каждый присяжный связан с одной из конфликтующих сторон. «Сколько их ни отбирай, они не будут объективными», – считает эксперт. В таком случае, уверена собеседница «НГ», закон должен предусматривать возможность другой организации процесса – на другом, более высоком уровне суда.
Такие предложения, напоминает Морщакова, уже разрабатывались. Научные эксперты предлагали передавать дела, по которым нельзя сформировать объективную коллегию присяжных, в окружные военные суды. «Округа – это нечто, стоящее над территориями, объединяющее несколько субъектов РФ, – указывает эксперт. – В таком случае есть смысл передачи дел». Однако такой порядок должен быть закреплен законодательно, указывает она.
В то же время перенос дел из судов, которые являются высшими в субъекте Федерации, на более высокий уровень может иметь и негативный эффект, считает эксперт: «Это значит – существенно сократить возможности института суда присяжных. Потому что в округах существуют только военные суды». На самом деле суд присяжных, подчеркивает собеседница «НГ», рассчитан на то, что местные избиратели осуществляют правосудие вместе с профессиональными судьями.
Глава Московской коллегии адвокатов Генри Резник подчеркивает: любое ограничение компетенции суда присяжных потенциально опасно для судебной реформы. Он напоминает, что количество оправдательных приговоров, вынесенных присяжными, в 20 раз превышает вердикты такого рода обычных судов. Именно этот институт, подчеркивает эксперт, показывает эффективность, сравнимую с результатами судопроизводства в демократических странах.
Суд присяжных нельзя иметь только в округах, подчеркивает Морщакова: «Там должна быть организована только вышестоящая судебная инстанция». Правда, и ее очень сложно организовать, утверждает собеседница «НГ»: «Не дозовешься свидетелей и получения других доказательств». Кроме того, указывает судья в отставке, в округах «гораздо сильнее влияние федеральной власти на судебный процесс».
Смущает Морщакову и заявление Путина относительно участия присяжных в процессах, где возможно применение смертной казни, которой в России сейчас нет: «Наверное, можно считать, что это просто неточное юридическое выражение. Потому что если упоминание осознанное, то возникает интересный вопрос: по тем делам, по которым сейчас суд присяжных отменен, его вернут? Тогда можно рассчитывать на возвращение судов присяжных по терроризму, шпионажу, госизмене, массовым беспорядкам...» Этот шаг Морщакова считает исключительно положительным: «Пусть такие дела рассматриваются хотя бы на уровне федеральных округов с участием присяжных».