В конце 1960-х годов я учился в университете в Сингапуре. Моим соседом по общежитию был 19-летний американец. Оно повесил на стену портреты Че Гевары и Мао Цзэдуна и дни напролет писал трактат о свержении «прогнившего» капиталистического строя в США. В 1970-х годах я работал консулом СССР в Сан-Франциско, и там меня осаждали бунтари, мечтавшие об очищении американского общества от «капиталистической скверны» и испытывавшие в связи с этим потребность в динамите и автоматах Калашникова. В 1980-х годах я служил в посольстве СССР в Пекине, где уже китайские ортодоксы жаловались на Дэн Сяопина, толкнувшего страну на «скользкий капиталистический путь».
В XXI веке на авансцену вышли Ассандж и его интернет-ресурс WikiLeaks, которым тоже не нравится капитализм, и особенно его лидер, Соединенные Штаты Америки. Для ниспровержения этого противника ныне можно обойтись без «калашниковых» – высокие технологии позволяют наносить по «цитадели» капитализма более изощренные и эффективные удары.
Выставив на всеобщее обозрение тысячи депеш Госдепартамента, WikiLeaks действительно послал США в нокдаун. Во-первых, весь мир удостоверился в том, что Вашингтон может вас целовать, а за спиной точить на вас же нож. Во-вторых, WikiLeaks обнажил уязвимость системы управления в самом могущественном государстве. Матерые шпионы годами охотятся за страничкой-другой конфиденциальной информации, а здесь какие-то молокососы одним махом сперли из-под носа у вашингтонских церберов тонны секретных документов! В-третьих, Ассандж и его приятели отбили охоту у иностранцев откровенничать с американцами. Сегодня договоришься с Вашингтоном ударить по афганским наркобаронам, а завтра этот план будет смаковать весь Интернет.
Ну а как происшедшее скажется на отношениях США с заграницей, в частности с Россией? Думается, что почти никак. Мы посмеемся над ротозейством Дяди Сэма, пожурим его за двуличие и обзывалки в наш адрес. Станем осторожнее в общении с американскими дипломатами, неспособными хранить тайну. А потом вернемся к делам. В целом российско-американские отношения развиваются по восходящей.
Стороны заключили договор СНВ, Вашингтон отложил до 2015 года планы развертывания в Европе противоракетной обороны (ПРО). России предложено присоединиться к созданию общей с НАТО системы ПРО. Кремль и Белый дом взаимодействуют по проблемам Афганистана, Ближнего Востока, ядерного нераспространения, в борьбе с терроризмом, оргпреступностью, наркотрафиком, пиратством. Спал накал противоборства двух держав на постсоветском пространстве, в частности в Украине и в Центральной Азии. Вашингтон готов снять препоны на пути вступления России в ВТО. В политических и деловых кругах США пробудился интерес к участию в создании в Сколкове Селиконовой долины.
Вместе с тем не все препоны сняты на пути гармонизации российско-американских отношений. Нет гарантий, что удастся договориться относительно участия России в общей с НАТО системе противоракетной обороны. Если США решатся в 2015 году на развертывание у наших границ сепаратной ПРО, то это, как подчеркивают российские руководители, приведет к возобновлению гонки вооружений.
Несмотря на недавнее изменение в подходе к России, НАТО не отказывается от стратегии расширения в сторону постсоветского пространства. Москва будет, естественно, решительно противиться такому расширению. Серьезными остаются разногласия по Грузии, Абхазии и Южной Осетии. Как показал недавний визит госсекретаря Хиллари Клинтон в Центральную Азию, и там сохраняется почва для соперничества. Оно подпитывается политикой местных элит, стремящихся играть на противоречиях между великими державами. Наверняка продолжится «перетягивание каната» вокруг маршрутов пролегания нефте- и газопроводов. Американцы, конечно же, не откажутся от попыток строить трубопроводы в обход российской территории.
Главное же, что может осложнить отношения между Москвой и Вашингтоном, – новый подъем консервативной волны за океаном. Влиятельные законодатели от Республиканской партии жестко критикуют различные аспекты внутренней жизни и внешней политики России, заигрывают с антироссийскими силами на постсоветском пространстве и в Восточной Европе. Так что Обаме будет непросто продвигать линию на перезагрузку отношений с Москвой.
Думается тем не менее, что объективные потребности заставят Соединенные Штаты продолжать взаимодействие с Россией в многополюсном мире. В целом же, если делать прогнозы, то, наверное, стоит вспомнить слова Мао Цзэдуна. Характеризуя советско-американские отношения в 1960–1970-х годах, великий кормчий любил повторять, что две сверхдержавы «дерутся и одновременно сговариваются». Наверное, так будет и впредь, но при этом выразим надежду, что Москва и Вашингтон смогут все-таки больше договариваться и меньше драться.
Ну а Ассанджи и Че Гевары, конечно, не переведутся. На нашей планете много проблем, и тяга к наведению порядка, справедливости, равенству будет и дальше порождать попытки одним махом «впрыгнуть из седла кочевника в социализм», отстроить «город солнца», реализовать принципы «от каждого по способностям, каждому по потребностям». И еще будут звучать призывы «экспроприировать экспроприаторов», «грабить награбленное», «топить золото в унитазах», «отрывать собачьи головы толстосумов», «рушить империалистические государства».