Александр Коновалов озаботился финансовой отчетностью НКО.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
По предложению Минюста России в скором времени могут быть приведены к единообразию формы госконтроля за деятельностью российских НКО и филиалов иностранных НПО. Впрочем, представители последних считают, что разница между ними и так практически отсутствует. И указывают на то, что дело вовсе не в законах, а в цели их применения. Намекая на то, что один и тот же закон можно использовать и для поддержки гражданских инициатив, и для их полного прекращения. Между тем Минюст уверяет, что для полномасштабного надзора за зарубежными общественниками – и, в частности, религиозными деятелями – полномочий ему сейчас не хватает.
По поручению правительства страны Министерство юстиции подготовило поправки к законам «О некоммерческих организациях» и «О свободе совести и о религиозных объединениях». Они направлены, уверяется в пояснительной записке, на совершенствование контроля деятельности российских отделений иностранных неправительственных организаций. К которым теперь предлагается приравнять и зарубежные религиозные организации. Документы размещены на официальном интернет-сайте Минюста. В них указывается на то, что мониторинг применения законодательства об НКО выявил в нем определенного рода пробелы. Их устранением Минюст и озаботился, подготовив законопроект, который, возможно, правительство РФ в скором времени и внесет в Госдуму.
По утверждению главного правового ведомства страны, есть некоторая проблема в том, что методы госнадзора за деятельностью российских НКО и зарубежных НПО друг от друга отличаются. Например, российских общественников можно подвести под полномасштабную проверку, как и любое другое отечественное юридическое лицо. В действующем законе об НКО на то есть прямая запись. А вот в отношении иноземцев записано лишь, что они, являясь, как то и положено, филиалом своей головной организации, обязаны только информировать российские власти. Правда, объем этого информирования не так уже и мал: необходимо сообщать сведения о количестве полученных «на жизнь» денег и имущества, о планах по их расходованию и о конкретных получателях грантов – понятное дело, среди российских контрагентов. Необходимо сообщать и о проводимых на территории России программах и мероприятиях.
Но теперь Минюсту, судя по всему, этого стало мало. И чиновники намерены не ждать от НПО добровольных сведений, а собирать их в ходе обычных проверок, запрашивать их у самой проверяемой организации или у других контролирующих органов типа налоговой инспекции либо вообще снимать информацию с банков, в которых открыты счета иностранных общественников. При этом все запреты и ограничения, прописанные для заграничных НПО, в законе остаются. Например, российским НКО и в страшном сне не может присниться, что власть может в любой момент запретить им передавать деньги кому-то из их партнеров. А вот для иностранных НПО это есть действующая норма закона. Такой запрет может быть продиктован им «в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». По этим же причинам, кстати, можно и запрещать их деятельность – впрочем, так же, как и за некие несоответствия их деятельности законодательству РФ.
Недаром директор Московского отделения центра Карнеги Дмитрий Тренин заявил в беседе с корреспондентом «НГ», что при необходимости «разобраться» с любой зарубежной НПО сейчас гораздо легче, чем с российской НКО. При этом он высказал недоумение по поводу подготовленного Минюстом законопроекта. По его мнению, того, как сегодня контролируются и его собственная, и иные такого же рода организации, вполне достаточно. Впрочем, Тренин корректно заметил, что с уполномоченным органов у Центра Карнеги проблем никогда не было. И что его сотрудники понимают – проверяющие их чиновники просто исполняют свои обязанности. Именно поэтому, сказал он «НГ», «дело не в законах, а в их применении, и в задачах, которые власть при этом ставит». По его словам, диапазон ее воздействия на общественников и через законы, с помощью других механизмов поистине огромен. «От полностью «выключить» до беспрепятственно «включить».
Интересно, что в выложенном на сайте Минюста документе примерно половина отводится решению проблемы заграничных религиозных организаций. Оказывается, здесь в законодательстве тоже есть пробел – последние почему-то не считаются подпадающими под действие закона об НКО, а потому Минюстом никак не контролируются. Хотя регистрирует их именно он. Теперь неправильная ситуация будет исправлена и приведена к единообразию. Тот же Дмитрий Тренин предположил, что все дело в приближающихся федеральных выборах – Госдумы и президента: «Власть, понятное дело, хочет поставить под контроль то, что ей пока не до конца подконтрольно».