Полковник ГРУ в отставке Владимир Квачков арестован по подозрению в содействии террористической деятельности и покушении на подготовку вооруженного мятежа с целью насильственного изменения конституционного строя. Квачков арестован по ходатайству следствия до 23 февраля 2011 года. Эксперты «НГ» считают задержание Квачкова адекватной реакцией властей и связывают его с националистическими акциями на Манежной.
В настоящее время Квачков находится в одиночной камере СИЗО. По его словам, обвинение считает, что группы арбалетчиков из возглавляемой им организации «Народный фронт освобождения России» были направлены из Тольятти под Владимир для организации мятежа. Друзья Квачкова из Союза офицеров призывают воссоздать комитет по его освобождению.
О том, как происходили задержание и обыск в его квартире на Бережковской набережной, в доме 14, рассказала «НГ» супруга полковника Надежда Квачкова: «Пришел человек, назвался Галушко, представился следователем ФСБ. Муж отказался открывать ему дверь на том основании, что незнаком с ним лично. Попросил оперативника прислать повестку на допрос, на что тот стал угрожать вызовом МЧС и взломом двери».
Кроме того, Надежда Квачкова пожаловалась на отключение света в квартире и долгую оперативную работу. По ее словам, следователь объяснил ей, что если бы дверь открыли по-хорошему, то обыска бы не было. Как она рассказала «НГ», в доме простукивали полы, стиральную машину и даже унитаз. Искали, по словам супруги Квачкова, планы вооруженного мятежа, карты, обмундирование и предметы, запрещенные к использованию на территории РФ. «Однако, ничего из того, что было написано в разрешении на обыск, не было найдено», – сказала Квачкова.
Адвокат задержанного Алексей Першин рассказал «НГ», что арест его подзащитного происходил в большими нарушениями Уголовно-процессуального кодекса, поэтому защита обжалует постановление суда об аресте в коллегии по уголовным делам Мосгорсуда. Однако говоря о прогнозах по делу Квачкова, Алексей Першин пессимистичен: «Больших надежд у меня нет». Также адвокат утверждает, что санкции статей, по которым обвиняют Квачкова (ст. 205.1 и ст. 279 Уголовного кодекса), предполагают лишение свободы на срок до 20 лет. «Вердикт присяжных по этому делу невозможен, так как процесс будет проходить в закрытом режиме», – сказал Першин.
Заместитель генерального директора Независимого фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин назвал арест Квачкова «адекватным решением» властей: «Следует различать стремление к изменению действующей власти посредством Конституции и откровенный призыв к насильственным действиям». Он объяснил свое отношение к аресту Квачкова следующим образом: «Есть люди, которые высказывают свои идеи и критикуют власть – это нормально для любого общества. А если человек откровенно предлагает все перевернуть, причем не конституционно, то государство должно себя защищать, так происходит в любой стране, и я не вижу в этом ничего плохого».
Вместе с тем собеседник «НГ» отметил, что важно в этом вопросе не воспринимать арест Квачкова расширительно и не действовать аналогичным образом со всей оппозицией. Эксперт отметил связь между Квачковым и наиболее радикальными националистами: «Считаю данное решение об аресте Квачкова справедливым, учитывая то, что он говорил и что предпринимал, особенно в контексте последних событий на Манежной площади. Ведь ни для кого не секрет, что за Квачковым идет наиболее радикальная часть националистов».
Примечательно, что задержание полковника произошло фактически сразу же после того, как ФСБ подключилась к расследованию акции на Манежной площади в Москве. Напомним, что ранее Квачкова уже судили за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
Стоит отметить, что Квачков является лидером общественной организации «Народное ополчение имени Минина и Пожарского», а члены этой организации принимали активное участие в беспорядках на Манежной площади 11 декабря. Как утверждает член штаба движения Юрий Екишев, именно он был тем человеком в маске, который вел переговоры с начальником столичного ГУВД Владимиром Колокольцевым, приехавшим на Манежную в попытках утихомирить толпу.
Таким образом, следует признать, что столичные власти действительно оперативно сработали по задержанию активных участников недавних беспорядков. О работе подстрекателей говорит запись в блоге Екишева: «Ни один телеканал не сказал, что это были мы... Я видел страх на лицах наших начальников на Манежной...»