Стадионные страсти угрожают безопасности страны.
Фото Константина Ремчукова
Вчера Владимир Путин провел встречу с представителями футбольных клубов. Он призвал болельщиков – очевидно, северокавказских команд – «соблюдать местные обычаи и законы». Премьер пригрозил, что иначе российским властям придется корректировать миграционную политику. После встречи Путин отправился на могилу убитого Егора Свиридова. Эксперты «НГ» усматривают в действиях премьера признание связи недавних беспорядков в столице с нерешенностью межнациональных проблем в стране.
На кладбище Путин отправился после встречи с болельщиками – прямо из Министерства спорта, туризма и молодежной политики. Убийство болельщика «Спартака» он призвал воспринимать «как атаку против вас всех, вне зависимости от места жительства, национальной или религиозной принадлежности».
Выступление премьера продемонстрировало высокую степень обеспокоенности властей продолжающимися беспорядками в Москве и других российских городах. Путин подчеркнул, что сила России – в ее многонациональности: «Но если мы не поймем, как с этой силой обращаться, если будем как сумасшедшие с бритвой носиться, мы ее разрушим». И добавил: «Если мы допустим это, мы получим не великую Россию, а разъединяемую внутренними противоречиями территорию, которая будет разваливаться на глазах, которую каждый сможет поставить на колени».
Тех, кто не понял, Владимир Путин предупредил: «Нам же придется что делать? Нам придется, мягко говоря, совершенствовать правила регистрации на территории страны, особенно в крупных центрах – в Москве, Петербурге и в других крупных городах». Сейчас, заметил глава правительства, этот порядок в России в соответствии с Конституцией «максимально либерализовали».
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко подчеркивает – премьер впервые признал, что недавние беспорядки – это столкновение на межнациональной основе. Есть и второе обстоятельство, отмеченное экспертом: «Премьер встретился с фанатами – то есть он понимает, что национализм пускает корни среди молодежи. И что болельщики – это, возможно, протонационалистическая организация, а не просто фанаты «Спартака» или ЦСКА». Малашенко указывает – эти молодые люди выступили в рамках националистической идеологии.
У премьера оказались серьезные вопросы к диаспорам – «к любым, где бы они ни были»: «К русским диаспорам – на Кавказе, к национальным диаспорам – в Москве, в Санкт-Петербурге и так далее. Надо работать с людьми. Всем нужно работать с людьми, обращать на это внимание».
Между тем вчера же президент Конгресса национальных объединений России Владимир Хомерики заявил: «Мигранты сегодня пока запуганы и зашуганы. Конечно, они боятся и сидят в своих подвалах. Но это только сегодня. Если они выйдут на улицу, то мало всем не покажется». «За этими людьми никто не стоит, – предупреждает Хомерики, – у них нет здесь родителей, и они не несут здесь никакой ответственности. Если они каждый день будут получать трупы, как сейчас, то мало всем точно не покажется. И ни для кого не секрет, что убийства мигрантов происходят практически ежедневно». Выход из положения он видит в том, чтобы объяснять гражданам России, что «необходимость в мигрантах есть и будет всегда», поскольку «в России постоянно уменьшается трудоспособное население».
Заметим: с начала года в России произошло 188 нападений на почве ксенофобии. В результате 41 человек погиб и 293 человека получили ранения. По статистике, больше всего нападений происходит в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В то же время, по данным Московского бюро по правам человека, на Северном Кавказе на почве ксенофобии были убиты двое русских и 73 получили ранения. Почти 400 человек были осуждены к различным срокам на почве ксенофобии. Глава бюро Александр Брод вчера сообщил, что планирует в ближайшее время составить «атлас ненависти», где будут публиковаться наиболее ксенофобные регионы.
Малашенко заметил еще один важный аспект выступления Путина: «В речи премьера содержится предупреждение мигрантам, которые должны соблюдать законы и себя нормально вести.
Это очень широкое обращение, и оно должно быть понято не только самими мигрантами, которые хватаются за нож, но и их покровителями. Ведь у каждого мигранта есть какой-то клан, который всегда будет защищать своих».
Между тем Алексей Малашенко, комментируя фразу Хомерики, заметил: «Какие-то мигранты запуганы, а какие-то – нет. Они сливаются с милицией, администрацией, дают взятки, откупные... Этим занимаются, в частности, мигранты, занятые активным бизнесом, и не только в Москве, но и по всей России – особенно кавказцы. Это не запуганные мигранты, это нечто совсем другое».
Николай Петров, коллега эксперта по Центру Карнеги, обращает внимание на стилистику выступления Путина, напоминающую встречи премьера с байкерами в Севастополе: «Это обращение к молодежной аудитории нормально – как элемент предвыборной кампании. Оно необходимо и для того, чтобы утихомирить страсти». Петров считает действия Путина имиджевым ходом, потому что в содержательном плане они вряд ли сработают: «Главную опасность сейчас представляют не рационально мыслящие представители диаспор, на которых действуют угрозы изменить миграционное законодательство. Главная угроза – это мальчишки, над которыми вообще никого нет. Они в значительной мере сами по себе». В силу своего возраста, уверен Петров, эти молодые люди абсолютно не реагируют на угрозу выдворения из Москвы. Поэтому реального воздействия на ситуацию такого рода обращение иметь не может, считает эксперт: «Но как некий имиджевый ход, выгодно показывающий премьера, это работает».
О сложности претворения в жизнь угрозы Путина изменить миграционную политику говорят и источники «НГ» в Госдуме. Эксперты-юристы из аппарата нижней палаты высказали большое сомнение в том, что инициативу Путина можно будет осуществить на практике в том виде, в котором она была вчера сформулирована: «Не будем даже говорить о таких конституционных нормах, как свобода передвижения и выбора места жительства, но ведь даже особый порядок регистрации в крупных городах – это уже нарушение принципа равенства всех перед законом». Конечно, уточнил еще один собеседник «НГ», надо будет посмотреть, как конкретно будут сформулированы эти предложения. Однако, по его словам, не исключено, что ужесточение регистрационных правил будет проведено повсеместно – вне зависимости от того, какой величины населенный пункт.
Другой источник «НГ» между тем указал, что об ужесточении Путин говорил в контексте необходимости малых народов России уважать обычаи ее самой большой национальности: «Непонятно – жесткие правила будут действовать, скажем, лишь для кавказцев или, например, для рязанцев, орловцев, сибиряков и так далее тоже?» И еще одно соображение высказали эксперты: а как быть со свободой экономической деятельности? На каком основании можно будет отказать человеку, законно приобретшему недвижимость в Москве, в праве пользоваться ею беспрепятственно?
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин в беседе с «НГ» пояснил: «Премьер-министр хочет успокоить достаточно активный слой общества, дать им понять, что государство не оставило их, что оно с уважением относится к ним, к их друзьям и к их боли». Но здесь возникает проблема, поскольку фанатское движение неоднородно, указывает эксперт: «Есть радикально настроенные группировки. Клубный патриотизм экстремистской части фанатов весьма сомнителен, и это нужно понимать в общении с ними. Премьер-министр может воздействовать на тех болельщиков, которые действительно уважают сам спортивный клуб, но не на экстремистов».