Леонид Гозман, по мнению некоторых его однопартийцев, должен покинуть партию.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера собрался федеральный политсовет «Правого дела» – для того, чтобы снова выяснить отношения внутри партии. На этот раз конфликтов сразу два. Первый разгорелся из-за отставки лидера московских «правых» Игоря Трунова, второй – из-за публикации Леонида Гозмана в одном политическом еженедельнике о процедуре выборов губернаторов. Не все однопартийцы разделяют точку зрения Гозмана по этому вопросу.
Внутри «Правого дела» возникли противоречия между экс-представителями СПС и экс-представителями Демократической партии России. По итогам политсовета бывшие эспээсовцы потребовали радикального реформирования партии до марта 2011 года. Формальной причиной конфликта они называют политическую недееспособность «Правого дела».
Напомним, «Правое дело» объединило в себе три либеральные партии: «Гражданскую силу», «Союз правых сил» и Демократическую партию России. Объединение «правых» в эту партию должно было помочь разрозненным демократам стать реальной политической силой на выборах. Однако вместо этого стало партией перманентного противостояния и раздора. По этой причине ПД даже не стала участвовать в выборах в Мосгордуму, на которых представители партии не смогли договориться с «Яблоком» о совместном списке. Не так давно представители «Правого дела» уже рассылали во многие СМИ открытые письма с призывами к прекращению внутрипартийных распрей и наведению порядка в партии.
И вот ситуация повторилась. Фактически с тем же самым заявлением выступили отдельные представители «Правого дела» и на этот раз. По итогам съезда 16 декабря бывшие представители «Союза правых сил» потребовали от других сопредседателей – членов бывшей Демократической партии России и членов бывшей «Гражданской силы» скорейшего решения накопившихся в партии проблем и противоречий. Уладить конфликт они поручили сопредседателю партии Леониду Гозману. Он проведет переговоры со всеми партнерами «Правого дела».
«Демократическая партия «Правое дело» была создана для поддержки европейского пути развития России, однако за два года своего существования она продемонстрировала свою полную неэффективность. Отдельные успехи первых месяцев существования партии сменились чередой неудач, авторитет партии в обществе не соответствует ни масштабам стоящих перед ней задач, ни потенциалу входящих в нее людей. Ситуация внутри партии, которая никогда не была простой, резко осложнилась в последние недели», – говорится в заявлении, принятом партией по итогам политсовета.
Как рассказал «НГ» лидер отделения «Правого дела» в Московской области, экс-представитель СПС Борис Надеждин, «ситуация сложилась довольно забавная: когда у нас плохая ситуация на выборах, нас регистрируют, но мы проигрываем. Когда у нас высокие шансы на победу, нас с выборов снимают. Меня Юрий Лужков снял с выборов в Москве, например. Помимо политических причин есть еще и организационные. В «Правом деле» сложная и запутанная система управления. Во многом это обусловлено историей создания партии: «Правое дело» создавалась слиянием трех разных партий, соответственно распределялись посты, и так сложилось, что для принятия решений нужно очень большое количество голосов. И получается так, что мы не можем преодолеть создавшиеся трения и разногласия и принять согласованно сколько-нибудь серьезное решение. Последнее большое безобразие было снятие Трунова с поста московского городского отделения, сопровождавшееся различными скандалами».
Между тем член «Правого дела» Андрей Богданов не считает конфликт внутри «Правого дела» сколько-нибудь значимым. Комментируя «НГ» заявление своих недовольных однопартийцев, требующих реформ, он заметил, что уходить им, по сути, некуда, поэтому так или иначе им придется искать общий язык с другими сопредседателями «Правого дела».
«Найден общий язык будет, и это уже всем понятно, путем ухода нынешних сопредседателей партии и прихода на их место одного нового председателя – известной фигуры. Институт сопредседателей себя уже изжил, об этом говорят все, включая СПС», – сказал Богданов. Конкретную кандидатуру возможного нового председателя «Правого дела» он не назвал, сказав, что «все наверняка должно будет решиться на съезде «Правого дела», который скорее всего пройдет до того, как будут формироваться списки в Госдуму».
Политолог Евгений Минченко назвал ситуацию в «Правом деле» «бурей в стакане воды, которая не представляет собой никакого реального интереса для политики». Он отметил, что при нынешнем лидерском составе и имиджевой стратегии у этой партии крайне скромные перспективы, поэтому кто кого подсидел, совершенно не важно. «При нынешнем кадровом составе шансы «Правого дела» на успех невелики, и Богданов тоже не их спаситель. Для того, чтобы эта партия начала из себя что-то представлять, необходимо делать кардинальный ребрендинг партии. В имиджевом плане из всех членов «Правого дела» более или менее интересен Титов, который выглядит как минимум нейтрально. Поэтому что-то в этой партии может меняться только по отмашке власти, но сейчас я не вижу мотивации у власти, чтобы давать такую отмашку. Очевидно, что сегодня в качестве основной мишени выбраны именно либеральные идеи, и, соответственно, «Правое дело» нужно просто для того, чтобы разбавлять этот фланг и не давать возможность радикальной оппозиции полностью ее монополизировать. Поэтому никаких серьезных ставок на эту партию не делается», – сказал «НГ» Евгений Минченко.
Напомним, что конференция московского отделения партии «Правое дело» совсем недавно освободила известного адвоката Игоря Трунова от обязанностей руководителя председателя отделения. Формальной причиной стало «самоделегирование» Трунова в консультативный совет партии при Мосгордуме. Московское отделение «Правого дела» отозвало его кандидатуру из совета, а вместо него рекомендовало его заместителя – Вячеслава Смирнова, которого и назначило исполняющим обязанности московского партийного отделения.
Сам Трунов говорит, что он даже не был поставлен в известность о решении партии. Примечательно, что Трунова официально рекомендовал сопредседатель Георгий Бовт, а Смирнов – человек Богданова. Кроме того, обостряет конфликт внутри партии то, что сам Бовт не поддерживал решение об освобождении от должности председателя московского отделения «Правого дела» Игоря Трунова.