Российский президент накануне Дня Конституции по традиции встретился с Конституционным судом. Дмитрий Медведев объявил, что приходящееся на следующий год 20-летие КС РФ будет отмечаться на высоком общегосударственном уровне. Председатель КС Валерий Зорькин воспользовался случаем, чтобы отчитаться о проделанной за год работе. А глава государства – чтобы заявить о неприемлемости для России ситуации, когда правовые реформы диктуются ей извне. Даже если это делает такой авторитетный международный орган, как Европейский суд по правам человека.
Вчера в России отмечался очередной День Конституции. Накануне праздника Дмитрий Медведев встретился со всем составом Конституционного суда. Это уже стало своего рода традицией. Точно так же, как и постоянное подчеркивание со стороны президента весомой роли КС в системе государственных органов страны. В прошедшую субботу это прозвучало снова: «Думаю, что сегодня для всех очевидно, что те решения, разъяснения, которые принимает Конституционный суд, безусловно, являются источником права со всеми вытекающими отсюда последствиями».
По мнению Медведева, высокий авторитет суда обязательно будет обсуждаться и весь следующий год, в конце которого по его распоряжению будет на общегосударственном уровне отмечаться 20-летие Конституционного суда. Президент дал слово, что государство по-прежнему будет делать все для укрепления авторитета того судебного органа, который стоит на страже Основного закона страны. Тем более что в последнее время с зарубежными партнерами России активно обсуждается такая проблема – где в нынешних условиях должна проходить граница государственного суверенитета. И прежде всего по вопросам защиты прав граждан. И особенно с учетом того, что есть международные судебные инстанции с большим объемом полномочий. Медведев сразу же сказал, что для него, впрочем, гораздо важнее укреплять национальную судебную систему, чтобы именно через нее граждане могли защищать свои интересы.
Председатель КС Валерий Зорькин поддержал президента. Он на этой встрече вообще обо всех инициативах Медведева говорил только в превосходных степенях. Особенно интересным было его утверждение, что после переезда суда в Петербург количество жалобщиков увеличилось. Услышав об этом, Медведев пошутил – мол, это атмосфера у нашего города такая. Но когда Зорькин назвал цифры: 17–19 тыс. «питерских» жалоб ежегодно против 15 тыс. «московских», то стало ясно, что это просто естественный их рост. Потому что Конституция РФ явно еще не везде на российских просторах является документом прямого действия, хотя на той же субботней встрече ее участники и утверждали прямо противоположное.
Понятное дело, что Зорькин поддержал и заботу президента о суверенитете России. По его мнению, не стоит вопрос о том, исполнять или нет решение того же ЕСПЧ. Но «другое дело, когда в этом решении даются так называемые рекомендации общего характера, в том числе появляются, например, выводы о том, что плохой закон нужно отменить, изменить и так далее». Зорькин сообщил, что это вопрос большого значения, но ответа на него не дал. Почему, стало понятно практически сразу же. Потому что четкий ответ Европе уже был заготовлен у Дмитрия Медведева. Он напомнил: Россия осознанно передавала в Страсбург полномочия принимать решения о защите прав наших граждан, которые не могут найти правды в своей стране.
Однако, заявил президент, «мы все-таки никогда не передавали такую часть своего суверенитета, суверенитета России, которая позволяла бы любому международному суду или иностранному суду выносить решения, изменяющие наше национальное законодательство». Он обещал, что на все попытки такого диктата Россия обязательно станет «реагировать».