Партию народной свободы (ПНС) планируется создать на базе РНДС Михаила Касьянова, Республиканской партии Владимира Рыжкова, «Демократического выбора» Владимира Милова и «Солидарности», которую в ПНС представит Борис Немцов. Эксперты, заранее отмечая «родовые травмы» при появлении на свет очередного праволиберального объединительного проекта, сомневаются в его перспективах.
Инициаторы создания Партии народной свободы из РНДС предполагают, что управлять ею будут четыре сопредседателя. За каждым из сопредседателей будет закреплено право вето. Хотя не надо быть экспертом, чтобы понимать: то, что хорошо для Совбеза ООН, не всегда работает в общественных организациях.
Тем не менее будущие сопредседатели партии настроены позитивно.
По мнению Владимира Милова, учредительный съезд – это «первый шаг к участию в парламентских выборах 2011 года». Такое заявление выглядит также довольно странным, поскольку Владимир Милов вряд ли не в курсе: чтобы участвовать в выборах, по закону партия должна прожить хотя бы год с момента своей организации. Новая же структура, даже если будет создана, к этим выборам уже явно опоздала.
По разным причинам значительное число делегатов «учредительного» съезда с неодобрением восприняло работу по созданию новой политической коалиции.
Так, представитель правозащитного центра «Мемориал» Анна Каретникова считает объединение четырех либеральных движений┘ «бомбой, заложенной под наше единство». «Получилось так, что московская организация [«Солидарности»] негативно восприняла коалицию. Есть ли угрозы, которые она нам несет? Я считаю, что такие угрозы, конечно, есть. Это угрозы информационного превосходства и вытеснения «Солидарности» из информационного поля», – считает Каретникова.
Член московской «Солидарности» Константин Янкаускас, напротив, видит угрозу в неустойчивости создаваемой структуры: «Мы уже помним «коалициаду» 2007–2008 годов, кто участвовал в «Другой России», имели опыт общения и с Рыжковым, и с Касьяновым. К Рыжкову я очень хорошо отношусь, однако он убежал из «Другой России», как только ему пообещали место в федеральной тройке СПС».
Лидер демократического движения «Мы» Роман Доброхотов тоже недоволен составом лидеров проекта: «Три человека – Рыжков, Касьянов и Милов – на троих, у которых нет совсем никаких людей в их движениях, имеют 75% голосов при праймериз┘ Это что за абсурд такой?! Я не понимаю, что мы сейчас обсуждаем, мы не будем массовкой для каких-то людей, просто потому что она им нужна».
Понятно, что в таких условиях сложно обсуждать электоральную востребованность ПНС. «Демократический электорат – это 15% от силы. Какие президентские выборы с 15% электората, скажите мне, пожалуйста? Никаких ровным счетом. А что эта партия может предположить людям за пределами нашего классического демократического электората? Очень большой части нашего народа непонятно, что им предлагают. И эта партия именно такая! У нее нет идеологии и нет конкретной внятной программы», – заявляет Антон Бениславский из «Солидарности».
Со скепсисом отнеслись к проекту Партии народной свободы и наблюдатели. Гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров считает: «Ожидать, что либеральная идея завоюет какие-то серьезные позиции на политическом поле России, опираясь на этих политиков, бессмысленно┘ Эти люди к либеральным ценностям не имеют никакого отношения, ассоциируются с развалом, олигархией, в общем, со всем тем, что привыкли называть «лихими девяностыми». Рыжков давно забыт, Милова никто никогда не знал┘ Касьянов воспринимается как человек Семьи, а Немцов – как один из организаторов дефолта».
С социологом согласен и гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. «Из старого кирпича нового дома не построить», – заметил эксперт, когда его попросили прокомментировать новый объединительный правый проект.