Без паспорта – не жизнь, а мученье.
Фото РИА Новости
Вчера в Думу были внесены поправки в Закон «О гражданстве Российской Федерации», призванные урегулировать проблему скандального изъятия паспортов у вернувшихся в Россию граждан бывшего СССР. Авторы документа указывают, что он касается не только выходцев из стран СНГ, но и соотечественников в сопредельных республиках. А эксперты указывают на стремление Центра укрепить свои позиции в проблемных приграничных регионах, подобных Абхазии и Южной Осетии.
Речь идет о паспортах, которые выдавались с 1990 по 2002 год выходцам из стран СНГ, решившим таким образом приобрести российское гражданство. Происходило это часто с нарушением процедуры, то есть выданный документ не регистрировался в соответствующих госструктурах. А потом людям отказывали в выдаче новых общегражданских паспортов РФ во время очередной замены прежних – например, при переходе в следующую возрастную группу, при смене фамилии или при заключении брака. Таких неудачников в России, рассказал «НГ» глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, оказалось 65 тыс. У 34 тыс. граждан паспорта уже изъяты.
Законопроект предусматривает, что если при выдаче российских паспортов в 1990-х – начале 2000-х годов соответствующие процедуры даже и были нарушены, то владельцы этих документов наказания не заслуживают. Им будут выдавать новые паспорта взамен недействительных, если суд не признает, что нарушения были допущены по злому умыслу. А зафиксировать оный практически невозможно, признались «НГ» авторы проекта: «Раз не доказали умысел, давайте решать вопрос положительно».
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин считает, что это касается в основном россиян, у которых изъяты паспорта, выданные в сопредельных республиках: «Есть много случаев, когда люди по достижении определенного возраста хотят поменять документы, но в паспортном столе бумаги отбирают. А ведь такие граждане по 15–20 лет реально являются россиянами, вполне законопослушными. Их дети ходят в школу, жены лечатся в наших поликлиниках, но целые семьи все равно находятся в подвешенном состоянии».
Впрочем, подчеркнул Жарихин, эта ситуация не относится к жителям Южной Осетии и Абхазии, которые получают российские загранпаспорта. Не видит связи законопроекта с поддержкой института зарубежных соотечественников и заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин: «В Абхазии и Южной Осетии задача укрепления в этих регионах позиций России решена после объявления этими странами независимости».
Владимир Плигин намерен помочь законопослушным гражданам. Фото Сергея Приходько (НГ-фото) |
В то же время один из авторов законопроекта, заместитель председателя думского комитета по конституционному законодательству Александр Москалец, отвечая на вопрос «НГ» о связи документа с проблемой отношений России с сопредельными республиками, сообщил, что пока документ готовится к первому чтению «в широком режиме»: «Если потом нам скажут, что проект надо сузить, мы будем его подрабатывать и уточнять. А пока мы выстроили широкий коридор». Собеседник «НГ» удивился: «Почему вы упоминаете только Северный Кавказ и Приднестровье? Только те точки, где есть напряжение? Почему не берете Украину, Белоруссию? Эти паспорта, о которых идет речь в законопроекте, могут находиться в любом месте». По словам собеседника «НГ», законопроект лишен политических аспектов.
Между тем член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Арбатов допускает, что законопроект будет способствовать усилению позиций России в тех странах, где много обладателей российских документов, как, например в Абхазии и Южной Осетии, даже если это загранпаспорта. Собеседник «НГ» согласился с тем, что нахождение там российских войск в этом случае получает дополнительное моральное оправдание.
Разделяет точку зрения эксперта и директор Института стран СНГ, депутат Государственной Думы Константин Затулин: «Конечно, в первую очередь следует позаботиться о людях, которые долгие годы живут и работают в России. Но проблема касается и жителей Абхазии и Южной Осетии, которые в свое время были поголовно наделены российскими паспортами. Нарушения при выдаче паспортов следует рассматривать только в судебном порядке. До сих пор идет много жалоб и мне, и Уполномоченному по правам человека Владимиру Лукину».