Вчера в России впервые был проведен Единый день личного приема граждан – через сеть общественных приемных президента Дмитрия Медведева. Они открыты в административных центрах всех 83 субъектов РФ. В этом мероприятии приняли участие полпреды главы государства в федеральных округах, а по отдельным регионам жалобы людей выслушивали федеральные инспектора.
Не остался в стороне и Медведев. В своей центральной приемной он интерактивно пообщался с полдесятком обиженных людей, а также министрами правительства РФ и главами попавших под его прицел регионов. Все обращения граждан – так уж неожиданно получилось – касались проблем жилищно-коммунального хозяйства. Что, кстати, позволило президенту анонсировать намеченное явно случайно на сегодня заседание Госсовета на ту же злободневную тему. О которой, по слухам, достаточно подробно и обстоятельно Медведев намерен поговорить и в ходе предстоящего Послания президента Федеральному собранию.
Подготовка к интерактивному общению гаранта Конституции России с гражданами, судя по всему, была тщательной. Не забыли даже об организации соответствующего ток-шоу на государственном телевидении. Члены Общественной палаты вчера как по команде принялись славить продвинутого руководителя, от них не отстали всевозможные эксперты и партийные деятели. Общий смысл их комментариев был однообразен: диалог власти и общества – это хорошо; люди получают канал непосредственного общения с высшими руководителями государства – тоже прекрасно; оперативное решение наболевших проблем – очень актуально и т.д. Например, член президиума генсовета «Единой России» Ирина Яровая напомнила, что именно лидер ЕР Владимир Путин и заложил «традицию прямой обратной связи» власти и народа.
Этой фразой хорошо обрисованы все грани и смыслы подобного рода мероприятий. И упоминание Путина здесь к месту. Все здесь взрослые люди и все понимают, что общение высших руководителей страны с ее простыми гражданами всегда делается с определенной целью. Чтобы получить пиар, повысить рейтинг, укрепить авторитет и т.п. Это суть синонимы одного и того же: народ все время должен помнить, что президент – это его отец. А мать – это, значит, будет правящая партия. И недаром всплывает имя Путина – именно он ввел эту систему общения главы государства со своими детьми, которую с тех пор успешно продолжает, хотя и в другом качестве.
Медведев идет по тому же пути, но почему-то у него получается иначе. Это как хорошие спектакли и плохие спектакли. Почему? Потому что есть хорошие сценаристы, режиссеры, актеры, наконец, а есть не слишком хорошие. Пример тому мы вчера и смогли наблюдать.
Какое, скажите, отношение к пиару имело вчерашнее мероприятие? Оно готовилось заранее и очевидно скрупулезно. Из огромного количества жалоб были выявлены наиболее подходящие к сквозной теме ЖКХ. Администрация президента наверняка неоднократно связывалась с регионами и муниципалитетами, чтобы донести до них точно, как эти проблемы людей должны решаться, чтобы это понравилось Медведеву. Но почему же тогда данный интерактив нельзя было показать, скажем, по ТВ или вообще транслировать в Интернете. Чтобы люди воочию убедились, что президент на их стороне, что он нещадно гнобит нерасторопных чиновников и т.д. и т.п. Нет, Медведев о необходимости наказывать за плохую работу, конечно, сказал, но в общем и целом, а не по конкретному поводу. У Путина, напомним, все было не так – жалобы ему отбирали в оперативном режиме, а он решал проблемы уже непосредственно в прямом эфире. А у Медведева получилось так, что вот он дает поручение об уличном освещении, на котором не надо экономить в ночное время, а в том городке, откуда выведен жалобщик, лампы уже давно поставлены. О чем глава региона, в общем-то, сразу и сообщает.
И выходит, что людям вместо действительно эффективного и быстрого решения их забот и проблем предлагается поучаствовать в каком-то странном действе. Дескать, вашу жалобу мы могли бы решить и на месте, но вам придется подождать, пока не состоится общение президента с народом. Вряд ли пенсионерки, появлявшиеся вчера на экране мониторов в центральной приемной Медведева, были таким обстоятельством по-настоящему довольны.